На прошлой неделе МП «АТП» вновь привлекло к себе внимание горожан тем, что разделилось на два. Можно сказать, работа по выведению МП «АТП» из финансового кризиса перешла на новый уровень. Но надо ли это братчанам? Не проще ли было закрыть убыточное предприятие, чтобы «не мучилось»? На эти и другие «неудобные» вопросы «Знамени» ответил руководитель комитета промышленности и транспорта администрации Братска Руслан Захаров.
- Здравствуйте, Руслан Александрович! Если позволите, наш разговор хотелось бы начать, как говорится, с исторического экскурса. Не многие братчане знают, когда и, главное, из-за чего на МП «АТП» начались финансовые проблемы. Можете рассказать об этом?
- Надо понимать, что тяжелое финансово-экономическое положение, в котором оказалось предприятие, сформировалось не за один день. Проблемы у МП «АТП» появились еще в 2013-2014 годах. Не единственной, но одной из основных причин стало изменение в порядке компенсационных выплат по поездкам льготных категорий граждан. Изначально из областного бюджета автотранспортному предприятию компенсировали 50 поездок (30 на городских маршрутах и 20 на пригородных) на каждого льготника. Однако потом в Иркутске было принято решение, что все маршруты в Братске – городские и компенсацию за пригородные поездки отменили. В результате предприятие лишилось, по сути, 25% своих доходов.
- Очевидно, что при таком сокращении доходов прежнее руководство предприятия должно было незамедлительно отреагировать: сокращать расходы, искать дополнительные источники заработка. Этого не было сделано?
- Вероятно, какие-то действия прежнее руководство предпринимало. К сожалению, это не дало ощутимых результатов. Постепенно предприятие перестало рассчитываться за ГСМ. Кредиторская задолженность росла, и в какой-то момент она достигла 50 миллионов рублей.
- Есть мнение, что все случившееся на муниципальном предприятии – не случайно. Говорят, что в то время МП «АТП» целенаправленно загоняли в долги, чтобы обанкротить, а затем распродать частным лицам. Об этом сейчас многие говорят. Можете как-нибудь прокомментировать это мнение?
- Я муниципальный служащий и в своей работе не привык оперировать слухами и домыслами. А что касается допущенных промахов, то не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Впрочем, были в то время на МП «АТП» и откровенно странные, с экономической точки зрения, решения. Так, например, в непростой экономической ситуации предприятие приобретает на заемные средства новые автобусы. Мало того, что эта покупка была сделана, по сути, в кредит, так это были еще и машины китайского производства, все запчасти к ним стоят в долларах, который постоянно растет. На мой взгляд, это было экономически необоснованное решение.
А еще была создана серьезная социальная напряжённость в коллективе, которая напрямую сказывалась на качестве работы. Был конфликт, где с одной стороны были водители и кондукторы, с другой – инженерно-технические специалисты.
Мне тяжело судить, были ли эти ошибки допущены руководством предприятия умышленно, так как я вступил в должность в январе 2015 года. Но одно могу сказать точно: если бы мы не вмешались в ситуацию, к сегодняшнему моменту предприятие бы уже обанкротилось.
- Скажите, а у муниципального автотранспортного предприятия вообще есть какой-то потенциал? Не окажется так, что оно обречено быть убыточным?
- Убежден, у предприятия огромный потенциал. Необходимо лишь оптимизировать его работу, сделать более конкурентоспособным. Эти процессы мы уже запустили, и результат не заставил себя ждать. По итогам 2015 года предприятие без учета амортизационных отчислений (показатель EBITDA) получило прибыль. Но в виду того, что автопарк большой, а амортизационные отчисления серьезные… В общем, нам есть, куда двигаться.
- Знаю, что многие действия администрации Братска, направленные на вывод предприятия из кризиса, наталкиваются на сопротивление со стороны профсоюзов МП «АТП». В такой ситуации не возникало желания все бросить, обанкротить предприятие, а все освободившиеся маршруты разделить между частными перевозчиками?
- Я думаю, что в решении этого вопроса мы не должны поддаваться эмоциям. Ведь речь идет, в первую очередь, о людях, о наших земляках – братчанах. Сегодня на предприятии их трудится около 500 человек. У большинства из них есть семьи и дети.
Кроме этого, МП «АТП» – это стратегическое предприятие для города, которое выполняет огромный объем работы. Мы заинтересованы, чтобы предприятие устойчиво работало, а люди получали достойную зарплату.
- Вы прислушиваетесь к требованиям профкома или предпочитаете действовать в рамках выбранной стратегии? И не мешает ли то, что эти требования постоянно меняются?
- Требования, действительно, меняются: сначала поднять тарифы на одну сумму, потом на другую. Затем было требование сменить руководство. Мы, к слову, и тарифы подняли, и назначили нового руководителя – Виктора Соломатина. Однако позже появилось требование назначить директором другого человека.
Я всегда лично пытался разобраться в том, что происходит в автоколоннах. Много времени проводил и сейчас провожу на предприятии, общаюсь с людьми, чтобы понять, что не так, что необходимо изменить, в чем причина той или иной проблемы… И благодаря этому, лично для меня совершенно очевидно, в чем причина постоянной смены требований профсоюза. Чем может не устраивать новый директор Виктор Соломатин? Тем, что где-то принимает жёсткие меры. Антикризисное управление требует принятия непопулярных мер ради того, чтобы сохранить предприятие. Если мы говорим о транспортном обслуживании 250 тысяч жителей города, мы вынуждены расставлять соответствующие приоритеты.
- Можете привести примеры таких непопулярных мер?
- Конечно. Вопреки протестам определенной части коллектива, мы снизили норму расхода ГСМ. Нас пытались убедить, что все автобусы остановятся. Но ни одна машина не встала. Выводы можете сделать сами.
Или, например, мы активно стараемся внедрять и использовать «бескондукторный» метод работы. Таким образом повышаем зарплату водителей. Но и это тоже негативно воспринимается протестующими, как покушение на что-то свое…
- Ну, хорошо, закрывать МП «АТП» администрация города не планирует. В таком случае, почему бы не выделить предприятию необходимые средства из городского бюджета, чтобы решить проблемы с оборотными средствами, с запчастями и прочими потребностями? Вот и протестующий профком требовал помощи от города…
- А с чего вы решили, что город не дотирует МП «АТП»!? Городской бюджет субсидирует предприятие. Потому что экономически обоснованный тариф на сегодня 20 рублей, а горожане платят за проезд 18 рублей. 2 рубля за каждого пассажира предприятие получает из бюджета города. В прошлом году мы впервые применили такое субсидирование. В результате в 2015 году на эти цели город выделил 18,8 млн рублей. Это значительная сумма. А что касается сути вашего вопроса, то надо понимать, что бюджетные средства должны «работать» эффективно, а не расходоваться на «поддержание штанов» одного, не самого эффективного муниципального предприятия. Правильней будет наладить работу АТП так, чтобы организация могла сама себя обрабатывать.
- В начале июня состоялось юридическое разделение МП «АТП» на два самостоятельных предприятия. Можно ли сказать, что с этим процесс реорганизации вступил в активную стадию?
- Оздоровление МП «АТП» началось гораздо раньше. Необходимо смотреть на этот процесс шире, ведь он не ограничивается только структурными изменениями на предприятии.
За последние полтора года было сделано многое. Во-первых, мы проанализировали и постарались оптимизировать расходы предприятия. Во-вторых, мы работаем над повышением эффективности выделяемых дотаций. Я убежден, что субсидирование предприятия должно быть более точечным, буквально помаршрутным, чтобы мы понимали, где стоит дотировать, а где предприятие способно зарабатывать самостоятельно. И для этого проводится огромная работа: мы оценили наполняемость и, как следствие, целесообразность большинства городских и пригородных маршрутов. В процессе работы, кстати, разработали и запустили для братчан новые маршруты. Это позволит повысить конкурентоспособность муниципального предприятия. А еще полученные результаты помогут нам в диалоге с областью о возобновлении компенсационных выплат по поездкам льготных категорий граждан. Собранные данные позволяют нам надеяться на положительный исход этих переговоров.
Что касается юридического разделения, это поспособствует повышению управляемости предприятия. Я надеюсь, что новый руководитель Падунской автоколонны Николай Костоглодов, назначение которого, кстати, лоббировали профсоюзы, сможет устранить ту социальную напряженность, которая на протяжении последних трех лет присутствовала в коллективе и приводила то к забастовкам, то к голодовкам.
Так или иначе, но впереди у нас еще много работы, но я уверен, что мы на правильном пути.
Вопросы задавал Алексей ВАСИЛЬЕВ
|