В преддверии праздника – юбилея БрАЗа, литейщик Николай Марышев рассказал «Знамени» о том, почему работу металлурга нельзя бросить, даже если когда-то хотелось.
- Как я попал на БрАЗ? Почти сразу после службы в армии. Одно время работал в организации, которая занималась монтажом вентиляции. Помню, пришел как-то на почту за зарплатой (ранее был аванс – 80 рублей), а мне выдают 1 рубль. Бабушки, что стояли рядом в очереди, так смеялись надо мной, - вспоминает ту историю с улыбкой Николай Марышев. – Я тогда распсиховался, купил на этот рубль три лотерейных билета, и решил искать новую работу – деньги-то нужны, тем более дома ждут жена и две дочки.
Эта ситуация стала переломной и в 26 лет Николай устроился на Братский алюминиевый завод. Достойная зарплата и стабильность сыграли основную роль при выборе работы. На БрАЗе молодого человека определили в литейщики.
Николай Марышев считает себя братчанином, хоть и родился он в Вологодской области. Родители переехали в Братск, когда мальчику надо было идти в пятый класс. Кстати, со своей будущей супругой Ириной Николай Иванович познакомился еще в школе и с 8 класса они уже не расставались. Сейчас у них двое детей, внук Саша и внучка Вика, и, конечно, всегда были и есть домашние питомцы (за эти годы в семье Марышевых жили и собаки, и кошки, и попугаи с ежиками).
- В то время у меня старшая дочка часто спрашивала: «Папа, ты когда дома будешь?». Я ведь утром, когда уходил на работу, она еще спала, а вечерами учился на литейщика, с занятий приходил – она уже спала, - рассказывает металлург.
По словам Николая Марышева, литейное отделение – это своего рода «болото» в хорошем смысле слова. Если затянуло – значит, там останешься навсегда.
- Первый год частенько посещали малодушные мыслишки: еще один день проработаю и точно брошу. Поначалу я работал грузчиком, кидал металлические чушки. Тяжело было и физически, и морально, – вспоминает металлург. – Но БрАЗ любит ответственных работников, а я старался. А теперь вот, вроде, и не заметил, как быстро 30 лет промелькнули на заводе. Сейчас меня оттуда и не выгонишь.
Кстати, зять у Николая Марышева тоже работает на БрАЗе и в том же литейном отделении. И, несмотря на то, что между трудоустройством зятя и тестя прошло много лет, неизменными остались критерии выбора работы: достойная зарплата и социальные гарантии.
Сейчас Николай Марышев литейщик 5 разряда. Он ответственный за первый прокатный стан: оборудование производит «катанку» (алюминиевую проволоку – прим. ред.).
- Я прошел все этапы производства, всё попробовал. В то время нас сильно никто не учил, некогда было, нужно было работать, давать план. Поэтому мы в основном подсматривали за мастерами, – смеется металлург. – К слову, и по сей день почти ежедневно узнаю что-то новое для себя.
Сегодня главная обязанность Николая Ивановича проследить за четким соблюдением технологического процесса: необходимо залить определенный сорт металла, охладить продукт до определенной температуры, провести его обработку.
- В смене на стане вместе со мной работают четыре человека. Я не командую, но ко мне прислушиваются. Наверное, не открою большого секрета, если скажу, что на БрАЗе без дружного коллектива работать невозможно. Ты кому-то помог, а в следующий раз он тебе поможет. Впрочем, есть направления в работе, в которых надо быть, несмотря на любые дружеские отношения, особенно строгим. Одно из таких – это техника безопасности на производстве.
Как отмечает Николай Марышев, несмотря на то, что заводское оборудование постоянно модернизируется, устанавливаются новые конвейеры и современная электроника, в представлении Николая Ивановича БрАЗ совершенно не изменился. Возможно, именно потому, что за 30 лет завод стал родственником и членом семьи, за которым не замечаешь перемен, поскольку меняешься вместе с ним.
Олеся КЛЕШКОВА
|