(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 19)
Завершая газетный экскурс в 1962 год, хочется поговорить о тунеядстве. Сегодня российские парламентарии вновь обсуждают эту тему. Идет речь даже о принятии отдельного закона, по которому может быть предусмотрено наказание гражданам, уклоняющимся от официально оформленной должности или регистрации на бирже труда.
Но сегодня это все в проектах, а тогда, в 1961 году, реально в Уголовном кодексе РСФСР появилась статья 209, преследующая за тунеядство. Отсутствие соответствующих записей в трудовой книжке в течение четырех месяцев служило основанием для привлечения к уголовной ответственности. Исключение составляли только женщины, воспитывающие малолетних детей. Наказанием для тунеядцев была высылка в специально отведенные местности на срок от двух до пяти лет и обязательное привлечение к труду по месту поселения.
Вскоре в стране вступил в силу указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни». За четыре года действия этого указа от него пострадали тысячи человек. В 1965-м высылка тунеядцев была отменена. Вместо этого их привлекали к труду по месту жительства. Но мы сейчас виртуально в 1962-м. Газета «Красное знамя» вместе с другими партийными органами активно вела борьбу с «нездоровыми элементами», выявляла лиц, не имеющих особого рвения до работы, и предавала их огласке.
Охота и рыбалка – не в счет
Вот пример из номера за 11 сентября. «Коллектив Шумиловского леспромхоза прилагает все усилия, чтобы вывести предприятие в передовое, но среди жителей поселка есть те, кто не занимается общественно полезным трудом. Возьмем В. Изотова, проживающего в Спасском. Он упорно не желает трудиться. Раньше работал в леспромхозе, но в прошлом году был уволен за нарушение трудовой дисциплины. Администрация леспромхоза пошла ему навстречу, снова приняла на работу, однако Изотов вскоре снова попал в нарушители.
Став на путь тунеядства, Изотов занялся браконьерством. Весной нынешнего года безо всякого разрешения он убил двух лосей. Во время разлива реки Баля он поставил на ней сплошные заборы и ловушки для хариуса. Таким хищническим способом он добыл не один пуд ценной рыбы, которую открыто продавал по 1 руб. 50 коп. за килограмм.
Сегодня тунеядец живет на широкую ногу: мясом и рыбой обеспечен. В хлебе также не испытывает нужды, т.к. его жена заведует пекарней. Участковый уполномоченный милиции тов. Лебедев знал об этих фактах и молчал. Работнику милиции сообщили фамилию браконьера, назвали и тех, кто помогал ему вывозить мясо. И что же, ни один из преступников не наказан».
Не работал, пил и воровал
Или такая история. «Жизнь Семена Акасевича началась, как и у большинства советских людей: обеспеченное детство, школа, профессиональное училище. Но с 1958 года с ним стало твориться что-то неладное, то одна работа не нравится, то другая. За короткий срок он сменил восемь рабочих мест. Дело дошло до того, что в 1961-м он самовольно оставил работу плотника в Омской больнице. Так родился тунеядец.
Жизнь таких людей часто сопровождается пьянством, Акасевич не стал исключением и за год «свободной жизни» он шесть раз побывал в вытрезвителе. Советская общественность обратила внимание на этого сбившегося с правильного пути человека. Решением суда С. Акасевич из Омска был направлен в Братский район для исправления. Поселили его в Калтуке, но и здесь тунеядец не осознал паразитической сущности своего образа жизни. Сменил три работы, и стал промышлять воровством. В ночь с 6 на 7 сентября он украл 800 килограммов картофеля с поля Братского совхоза. Таким образом, человек опустился еще на одну ступень. 25 октября Братский городской суд приговорил его к трем годам лишения свободы. Такая позорная участь настигла человека, который пренебрег в жизни честным трудом».
Защищая Кубу, встретились с артистами
В октябре 1962-го начался Карибский кризис. Над молодой Кубинской республикой вновь нависла американская угроза. Весь мир встал на пути замыслов американских агрессоров. «Красное знамя» заявлениями, стихами передает голос братчан в защиту острова свободы. «Куба, ты не одинока», - заявляет В. Акулов, старший прораб Большеокинского ЛПХ. «Дадим решительный отпор!», - вторит ему многочисленный митинг, собравшийся в клубе «Юность». Быть бдительным призывает советский народ В. Дибров, инженер Братсклеса.
Тема Карибского кризиса будет ключевой на протяжении нескольких газетных номеров. На этой почве вспыхивает очередной трудовой порыв строителей Братской ГЭС и БЛПК. Усиливается идеологическая работа, оживают культурные связи. Буквально в ноябре в Братск приезжает десант артистов кино. В клубе «Юность» проходит встреча с Сергеем Герасимовым, Ларисой Лужиной, Светланой Светличной.
Накануне в Братске был показан фильм с участием этих актрис «На семи ветрах». Вот маленький и удивительный по содержанию отрезок газетного репортажа с той встречи. «В фильме «На семи ветрах» моя первая удачная роль и, наверное, последняя», - говорит Лариса Лужина. «Почему последняя?» - слышится гул из зрительного зала. - Давайте тогда к нам, в маляры!». «Нет, лучше в монтажники», – отвечает актриса Лужина».
БрАЗ начинается
Сегодня наш город живет в предвкушении празднования 50-летию Братского алюминиевого завода. На улицах уже появились баннеры с юбилейной символикой, отчего еще приятнее вспомнить, как все начиналось. В район 22 разъезда, что в трех километрах от поселка Анзеба, в октябре 1961-го пришли строители для сооружения гигантского алюминиевого завода. Тогда они начинали с колышков. А что же здесь сейчас через год? «Рабочие участка № 2 ведут сооружение баз для стройматериалов и электролизного цеха. Рабочим предстоит вынуть миллион кубометров грунта.
На стройке ремонтного блока трудится в основном молодежь, средняя производительность труда у них 128 процентов. Руководит участком Р. Букаты. Рядом с таким же энтузиазмом на строительстве мастерских и гаража работает бригада Григория Кузнецова. Строители вокруг будущего завода создают плацдарм для большого наступления. Совсем скоро предстоит построить железную дорогу от Братска до завода. Недалеко от стройплощадки благоустроенное общежитие на 150 человек ждет пополнение армии строителей БрАЗа. Впереди у них большая работа».
В газету пишет пионер
1962-й уже далек от времени коллективизации, пропаганда которой открыла имя Павлика Морозова - смелого пионера, якобы донесшего на отца-кулака, прятавшего зерно от колхоза. Позже обсуждались разные версии героизма Морозова, но этот юношеский образ борца за правду был примером для подражания юным пионерам страны советов. Яркий тому пример подтверждает и наша газета.
«Красное знамя» в декабре 62-го публикует заметку «Ты прав, Алеша». По стилю изложения автор, а в данном случае, это в целом коллектив редакции, в ответ на письмо разговаривает с честным мальчиком. «Читаешь это письмо, и перед глазами встают живые умные детские глаза. Они с любопытством и надеждой смотрят на мир, пытливо ищут ответа на каждый случай, выдвинутый жизнью.
Какой ты, Алеша Хлановский, пионер, ученик 5 класса Турманской восьмилетней школы? Мы никогда не встречались с тобой, не знаем, как ты учишься, как ведешь себя в школе и дома. Но прочитав твое письмо, мы поняли, у тебя доброе и чуткое сердце. Ты прав, Алеша. Поступать так, как поступил фотограф Матвеев, нельзя. Это нечестно, не по-коммунистически, тем более, что Матвеев член партии. Но приведем твое письмо, чтобы всем читателям было понятно, о чем идет речь.
«Дорогая редакция! - пишешь ты. - 3 декабря моя мама была на заседании рабочего комитета Турманского леспромхоза. Я зашел за ней в контору и стал ждать, когда закончится заседание. Дверь в кабинет, где проходил комитет, была открыта, взрослые обсуждали вопрос оплаты материалов, израсходованных фотографом Матвеевым за изготовление снимков лучших работников леспромхоза на доску Почета к 45-ой годовщине Октября. Счет Матвеевым был предъявлен на сумму 50 рублей.
Меня это сразу же поразило. Я слушал и не верил ушам своим. А еще было стыдно за человека, который решил нажиться за счет других. На доску Почета полагалось сделать всего 13 фотографий. Я сам занимаюсь фотоделом и знаю, сколько примерно это может стоить и сколько в это вложено труда. Прошу вас, уважаемая редакция, объяснить через газету, кто из нас прав: коммунист Матвеев или я - пионер Хлановский Алеша?».
Мы уже ответили на вопрос Алеши: поступать так, как Матвеев, недопустимо. Парторганизация леспромхоза должна дать оценку поведению своего товарища».
Завидные дровосеки
И еще о жизни сел Братского района в 1962-м. Несколько номеров назад в проекте газеты «Знамя» «Время, назад!» была использована сатирическая заметка из старых подшивок «знаменки» о пьяном сборище с дракой на выпускном вечере в Тынкобской школе. Жители теперь уже бывшего поселка позвонили в редакцию с обидой, а больше с вопросом: неужели про нас ничего хорошего тогда в газете не писали? Писали, и еще как.
«24 августа 1962 года в Тынкобском леспромхозе состоялось общее собрание, посвященное вручению наград коллективу этого предприятия. По итогам работы за первое полугодие лесозаготовители Тынкоби добились самых высоких показателей среди предприятий лесной промышленности Российской Федерации. Они вывезли из расчета на каждого рабочего вместо плановых 210 по 226 кубометров древесины. Таким образом получили 5000 рублей экономии по себестоимости древесины.
За этот успех Тынкобский леспромхоз награжден переходящим Красным знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПСС. А переходящий вымпел ЦК профсоюза работников лесной промышленности страны завоевала бригада коммунистического труда под руководством Ивана Петровича Канищева.
В ответ на высокие награды государства рабочие леспромхоза дали слово вывезти до конца августа сверх планового задания 3 тысячи кубов древесины и довести в этом году комплексную выработку на каждого рабочего до 1000 кубов».
Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)
|