В наше время стремительного технического развития, пожалуй, нет ни одной жизненной сферы, где на сегодняшний день не требуются услуги водителя. Об этом свидетельствует и количество вакансий в нашем городе. А еще многие считают, что именно профессия водителя является для большинства мужчин (естественно, имеющих водительское удостоверение) самым реальным вариантом для смены работы. Но так ли это!? Обо всем этом в нашей рубрике «Работа не волк».
Многие считают, что профессия водителя максимально простая и не предполагает никаких неприятностей и нюансов. Это не так. Как рассказали опрошенные нами водители, профессии присущи некоторые профессиональные и личные качества. Что касается личных качеств, то человек, который выбрал профессию водителя, должен обладать отличной реакцией при возникновении нестандартных ситуаций, вниманием и высоким уровнем концентрации, умением координировать свои движения, способностью прогнозировать неожиданные ситуации, умением принимать быстрые решения, пространственным воображением, хорошим глазомером и точностью, исполнительностью, трудолюбием, ответственностью, психологической устойчивостью и т.д.
Безусловно, вышеуказанные качества не являются исчерпывающим перечнем, но они играют значительную роль при выборе такой ответственной профессии, как водитель. Немаловажным фактором, влияющим на выбор данной профессии, считается и состояние здоровья. Не рекомендуется профессия водителя для людей, которые имеют заболевания нервно-психического характера, проблемы с позвоночником, дальтонизмом, нарушение координации, эпилепсией и т.д. Обусловлены такие «жесткие» требования объективными причинами, ведь водитель несет ответственность не только за себя, за целость и сохранность автомобиля, но и пассажиров, а также всех, кто участвует в процессе дорожного движения.
Водителем не может быть случайный человек, эту профессию чаще всего выбирают люди, которые чувствуют к этому призвание. Те, кто выбирает профессию водителя, еще в юном возрасте имели особые пристрастия к технике. Профессиональные водители именно это и считают определяющим фактором при выборе их профессии. Другим, но не менее важным условием, является желание управлять автомобилем.
Помимо отменного здоровья и хорошей физической подготовки, водитель должен иметь элементарные навыки и умения, такие, как знание правил дорожного движения, способность к маневренному передвижению на дороге, умение разобраться в элементарной поломке авто и принять участие в его ремонте, осуществлять ежедневное техническое обслуживание, наблюдение за данными и показателями приборов технического средства во время движения и т.д. Именно эти навыки характеризуются как технический склад ума и техническое мышление человека, что немаловажно для выбора профессии водителя.
Плюсы и минусы
Достоинства профессии водителя трудно переоценить, наши респонденты отмечают следующие из них: свобода передвижения и динамичность, возможность общения с большим количеством людей. Еще преимущество работы водителя в том, что работник с данной квалификацией постоянно будет пользоваться спросом на рынке труда. У него даже не возникнет необходимости давать объявление «Ищу работу водителя».
Впрочем, любая профессия имеет свои недостатки, и водителя в том числе: сидячая работа, которая чревата определенными заболеваниями, постоянное напряжение и регулярные стрессовые ситуации, отсутствие значительного карьерного роста, не сильно большая зарплата, зависящая от множества различных факторов, необходимость ремонта транспортного средства в любых погодных условиях, часто ненормированный рабочий график и т.д. Недостатки, как и достоинства, являются результатом специфики выбранной профессии. Для того, чтобы в последующем не возникало недовольства тем, что ты делаешь, необходимо тщательно взвешивать все плюсы и минусы профессии. Моральная готовность к трудностям профессии водителя также должна быть проанализирована и должен быть сделан вывод о том, подходит ли она индивидуально для человека, принявшего решение стать водителем.
Водительский труд широко используется в различных областях современной жизни: на промышленных и на автотранспортных предприятиях (в компаниях по автоперевозкам, на автобазах, в таксопарках, в автобусных парках и т.д.), в отраслях сельского хозяйства, в автомобильном спорте, в частном извозе. Водитель может управлять и грузовым, и легковым, и пассажирским, и специальным транспортом. В последнее время очень актуальными разновидностями профессии водителя являются должности, сочетающие в себе помимо водительских функций и другие, например, водитель-экспедитор, водитель-грузчик, водитель-курьер и т.д. В подтверждение этого говорит относительно большое количество вакансий. Проанализировав все предложения (информация Центра занятости Братска и трех сайтов поиска работы), мы уже традиционно, хотя и очень условно разобьем все имеющиеся вакансии на три категории – по размеру зарплатных предложений.
10 000 – 20 000 рублей
Андрей учится на 4 курсе университета и параллельно подрабатывает на своей машине курьером-экспедитором в одной из братских торговых сетей: развозит по городу документы и товары. По словам студента, заработок небольшой – в районе 12 тысяч рублей, но зато дает ощущение определенной стабильности и самостоятельности для студента. Немаловажно, что все расходы на бензин берет на себя компания. К тому же достаточно удобный график работы для учащегося: два дня работает, два дня отдыхает. Однако пары Андрею всё же иногда приходится прогуливать.
- Стипендию я не получаю, а деньги лишними не бывают, как говорится. Тем более, не хочу брать у родителей. Вообще, когда решил трудоустроиться, сразу думал только про работу водителем. Я на тот момент уже права получил, и пару месяцев посидел за рулем. Категории «B» для моей профессии оказалось достаточно.
При этом студент понимает, что в дальнейшем для содержания своей семьи этого заработка явно будет не хватать, и относится к своей работе как к временной.
После обзвона имеющихся предложений этой ценовой категории можно так обобщить предлагаемую работу: организации малого и реже среднего бизнеса, нормированный рабочий день (5+2 или два через два), наличие собственного легкового авто, водительские права категории В, компенсация расходов на бензин, трудоустройство не всегда официальное, оплата труда не всегда «белая». В эту ценовую категорию можно отнести работу в фирмах такси.
20 000 – 40 000 рублей
Виктор трудится на самосвале в строительной фирме. Главная его обязанность – вовремя доставить материалы на площадку. В основном это сыпучие грузы: песок, гравий и щебень. Плюсами своей работы мужчина считает полное официальное трудоустройство и нормированный рабочий день. По словам Виктора, это спокойная стабильная работа, внештатные ситуации случаются редко.
- Зарплата выходит 23-25 тысяч рублей. Ничего сложного в своей работе не вижу: подъехал – загрузили – отвез – разгрузили.
Назвать хотя бы один недостаток в своей работе с ходу Виктор не смог. Но подумав, вспомнил о системе штрафов за опоздания и срыв сроков.
- Да только я ответственный работник, еще ни разу не проштрафился, – смеется он.
Проанализировав имеющиеся предложения в этой ценовой категории, можно предположить: это работа в организациях численностью более 50 человек, официальное трудоустройство, соцпакет, нормированный рабочий день (5+2), «белая» зарплата, работа, как правило, на грузовых авто с соответствующей категорией водительского удостоверения.
40 000 +…
Сергей – водитель лесовоза. Его стаж без малого 30 лет. За эти годы мужчина успел поработать как на государственных предприятиях, так и на «частника». Сейчас Сергей трудится у индивидуального предпринимателя. Тут, по его словам, конечно, нет полного соцпакета, однако заработная плата выше, чем на предприятии. Хотя в принципе высокая оплата труда характерна для лесной отрасли – чем больше рейсов сделаешь и чем больше привезешь, тем больше заработаешь.
- Перевозить лес – тяжелая и ответственная работа. Если кто-то думает, что это просто сидишь и баранку крутишь – сильно ошибается. Надо понимать, что лесовоз – автомобиль повышенной опасности. В большинстве случаев груз везешь еще и на прицепе, поэтому управление особенно затруднительно. И, например, если машина сломалась – ремонтируешь ее на месте. А это в 90% случаев происходит на зимней лесной дороге, так как в основном работа именно в этот период. Да еще и мобильная связь не всегда есть. Именно поэтому среди лесовозников особенно сильны взаимовыручка и поддержка.
К самой высокооплачиваемой категории водителей помимо перевозчиков леса можно отнести и дальнобойщиков. А вот подробно описывать условия работы и требования работодателей нет никакой необходимости. Все дело в том, что те, кто может претендовать на эту работу, итак все прекрасно знает и понимает, а новичкам там не место.
А в следующий раз мы поговорим о профессии официанта: что предлагают братские работодатели, какие навыки и личные качества необходимы соискателям и обо всем, что связано с этой работой.
Алексей ВАСИЛЬЕВ
|