05.03.2017   17:44
ГДЕ У НЕГО КНОПКА?

К сожалению, в последнее время мы все чаще слышим, что россиян вербуют в запрещенную ИГИЛ, подростки вступают в различные группы самоубийц, люди преклонного возраста попадают в секты. Читая об этом, человек зачастую думает так: ну, со мной-то этого никогда не произойдет, я же нормальный… Так вот, это не так!

 

По крайне мере, так считают эксперты «Знамени» – практикующий психолог Владимир Самыкин и священник храма Рождества Христова отец Антоний Васильев. Они точно знают, что найти ту самую «кнопку» можно найти практически у любого человека, тем более, если он испытывает пусть даже временные финансовые сложности, проблемы в семье и т.д. А вот как не попасться на удочку вербовщиков – об этом мы и поговорили с экспертами. 

 

Секты

Но прежде надо разобраться с понятиями. Как рассказали нам в Православной церкви, изначально слово «секта» не имело негативного оттенка. С точки зрения религиоведения, секта – это религиозная общность, которая не создала своей культуры. Большая часть таких общностей особой угрозы обществу не несет, исключения составляют деструктивные или тоталитарные секты.   
Отец Антоний Васильев и психолог Владимир Самыкин выделили несколько признаков деструктивных сект. 
Признак первый такой организации – тотальный контроль сознания и поведения, когда полностью запрещена критика самой секты и ее лидера. Учение считается единственно настоящим и истинным, любые сомнения на этот счет жестко пресекаются. От членов секты требуется абсолютное и беспрекословное соблюдение всех правил и дисциплины. Деструктивная секта стремится максимально наполнить все свободное время адептов разнообразными заданиями: продажей книг или газет, вербовкой новых членов, ежедневным посещением курсов, медитациями и т.п.
Второй основной признак – зацикленность псевдорелигиозных лидеров на теме денег и власти. Так называемым добровольным пожертвованиям отведена особая роль в проповедях и наставлениях, эта тема облекается особой мистикой и продвигается чрезвычайно часто и настойчиво.
Третий признак – это активное противопоставление всему, что вне пределов секты: рациональное мышление, разум, наука, медицина отвергаются, люди делятся на просвещенных и непросвещенных. Тоталитарная секта активно отграничивает себя от остального мира, желает, чтобы человек разорвал свои «старые» отношения с родственниками, друзьями, знакомыми. 

 


Психолог Владимир Самыкин отмечает, что по следующему признаку очень легко отграничить деструктивные секты от прочих религиозных общностей: «В деструктивную секту очень легко попасть, но крайне тяжело из неё выйти».
Психолог и священник говорят, что тоталитарная секта не терпит конкуренции, и первый её конкурент – семья. Поэтому адепты всячески стараются отдалить нового члена от семьи либо втягивают в общину сразу всех родственников.
Поэтому, первыми в группе риска те дети и взрослые, чьи семьи находятся в кризисе, где любовь и внимание друг к другу отходят на второй план и заменяются различными суррогатами.

 

 

 

Вербовка 

Разобравшись с сутью сект, можно поговорить о приемах вербовки в такие организации. Надо понимать, что любая вербовка – это вид манипуляции. А любой манипулятор-вербовщик первоначально ищет нужные «кнопки» в человеке, которые стоит нажать, чтобы привлечь внимание, заинтересовать, расположить к себе и организации…
- Как понять, что тебя вербуют? Это сложный вопрос. Человек, который попал в лапы вербовщиков, находится в некой эйфории, будучи обманутым, он ошибочно считает, что его проблемы и трудности почти решены - объясняет психолог Владимир Самыкин. – Срабатывает эффект суженного сознания, жертва перестает критически мыслить, пребывает в фантазиях и предвкушениях чего-то нового, необычного. Родственникам и друзьям надо быть более внимательными к своим близким, особое внимание следует обратить на резкое изменение в поведении: перевозбуждение, отрешенность, появление в речи необычных слов и оборотов. Особенно если человек до этого находится в тяжелом эмоциональном состоянии, переживал горе, одиночество, покинутость.
Вербовщики ловко работают с потребностями и ожиданиями людей: если ты не здоров, то обещают чудесное исцеление; если ты одинок тебе обещают помочь встретить свою любовь; испытываешь финансовые затруднения – посулят достаток в скором времени или наоборот убедят в бренности денег. Если хочешь славы и популярности – вот она в шаге от тебя, а как сделать этот шаг подскажет куратор. И так далее, каждому свое. Это уже потом выясняется, что люди не получают и процента от обещанного. 
А подобрать эти самые ключики не так уж и сложно. В современном мире слабости человека легко вычислить по социальным сетям – пользователи публикуют свои статусы, фотографии и т п. Не надо быть профессором психологии, чтобы понять, когда человек оказался брошенным или не признанным, сыграть на чувстве долга, вины или жадности. 
- Для вербовки объекта манипулятор готов надеть любую личину: наставника, спасителя, друга, возлюбленного. Механизм не самый замысловатый, но он срабатывает, ведь у каждого человека есть свои нереализованные потребности, - говорит Владимир Самыкин. 
И снова на пути вербовщика стоит семья с её влиянием на личность, если это влияние сильно и позитивно, то шансов у вербовщика практически нет. Если устои семьи расшатаны, пронизаны лицемерием и двойными стандартами, если в семье каждый за себя, то и особых усилий для дискредитации родных прилагать не надо, достаточно назвать вещи своими именами. И понятие «социально благополучная семья» здесь не является гарантией. Когда ребенок накормлен досыта, одет, обут, снабжен современными гаджетами, избалован и изнежен – это далеко не благополучная семья, а только лишь повод для необоснованной гордости родителей.

 

«Группы смерти»

Отдельно хотелось бы сказать о группах суицидальной направленности в социальных сетях, именно там сейчас происходит массированная психологическая обработка сознания детей и молодежи. Тенденция последних лет – это привнесения элементов игры в этот процесс, когда жертву постепенно, но последовательно втягивают, и в конце концов путем манипуляций, а иногда и прямого запугивания, вынуждают совершить самоубийство. Это процесс происходит под постоянным контролем наставника-куратора, который имеет в этом прямой интерес (деньги, интернет-популярность, патологические наклонности) Параллельно происходит «промывка мозгов» путем создания атмосферы таинственной романтики смерти, обесценивания жизненных ценностей и т.п. Такие группы преподносятся под видом психоделических, т.е. расширяющих сознание, создающих мистическое «суицидальное братство». Подростков подкупает умело созданная иллюзия, что они строят свой собственный виртуальный мир, свободный от власти взрослых и испытывают в нем свои собственные особенные переживания, где они подражают и подчиняются лидеру, как им кажется по собственной воле. Так эксплуатируется важнейшая потребностью подросткового возраста в самоутверждении, через поиск своего сообщества, где подросток в полной мере ощущает свою значимость и обретает уверенность в себе. 

 

Самоубийцы 

В случае с самоубийцами, по мнению наших экспертов, требуется более «тонкая работа». С точки зрения психологии, в любом контексте разговоры и мысли о суициде – это крик о помощи, на который надо реагировать незамедлительно. 
- Реальной статистики по попыткам самоубийств и завершенным самоубийствам нет, так как родственники часто стараются скрыть такие факты. Нередко подобные случаи отражаются в медицинской статистике как отравления или травмы, - говорит психолог Владимир Самыкин. – широкой огласке предаются только самые резонансные трагедии.  
Очень условно можно разделить самоубийц на три группы: одни только демонстративно изображают суицид для привлечения внимания. Но и это весьма опасно, так как в момент имитации самоубийства что-то может пойти не так и завершиться весьма трагично.  Вторым кажется, что они не видят иного выхода и смерть рассматривается как способ решения всех проблем сразу. А третья группа – это когда люди совершают самоубийства под действием наркотических средств или алкоголя, не отдавая отчета своим действиям. 
Причина подавляющего числа самоубийств среди подростков и молодежи как это не банально звучит – в семье. Любому человеку, а ребенку вдвойне ценно искреннее внимание. Дети ищут простую поддержку и хотят, чтобы их слышали, не отмахивались от их несерьезных с точки зрения взрослых страхов, боли и проблем. Но они часто слышат: «Не лезь ко мне с этой ерундой», «Что ты сам не можешь дать сдачи», «Сам виноват, тебя же предупреждали…», «Твои дружки тебе дороже, чем мать» Способна ли неокрепшая психика переносить такие унижения от близких людей – большой вопрос. Отсюда поиск каких попало единомышленников, альтернативы родителям в лице различных манипуляторов и далеко не безопасных путей выхода из подросткового кризиса.

 


- В любом случае, самоубийство – самый страшный грех. Любой грех, которым человек запятнал душу, может быть прощен Богом через покаяние и изменение самого себя. Но, в случае с самоубийством, человек берет на себя роль Господа, решая, когда именно лишить себя жизни, - говорит отец Антоний Васильев. 
Но в чем точно убеждены наши эксперты – и психолог, и священнослужитель, так это в том, что не бывает таких ситуаций, когда необходимо бросаться в такие крайности, как секта, ИГИЛ или самоубийство. Поддержку всегда можно найти, у неравнодушных людей, у специалистов, у церковного алтаря.


Алексей ВАСИЛЬЕВ
 



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .