Законодательное собрание Иркутской области после традиционных летних каникул приступило к работе. За короткий срок с конца сентября по начало октября состоялись две сессии областного парламента. Над чем работают парламентарии, «Знамени» рассказал депутат Георгий Любенков, член комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству, представляющий в областном парламенте Братск.
- Здравствуйте, Георгий Александрович! Расскажите, пожалуйста, с чего началась рабочая осень Законодательного собрания Приангарья?
- Прежде всего, остановлюсь на самом важном законопроекте из числа разработанных нашим комитетом по бюджету – это проект закона «О внесении изменений в закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2016 год». Обращение о необходимости срочного внесения изменений в бюджет губернатору Сергею Левченко направил председатель Законодательного собрания Сергей Брилка, поскольку от муниципальных образований, в том числе и от нашего города, поступили многочисленные письма о несбалансированности местных бюджетов. К тому же осеннее изменение годового бюджета – традиционное, учитывая, что основные параметры бюджета на предстоящий год принимаются исходя из осторожной оценки прогноза доходов, а в последующем доходы и расходы уточняются в течение года внесением изменений в основной закон о годовом бюджете.
Законопроект был рассмотрен в кратчайшие сроки на внеочередной сессии 5 октября сразу в трех чтениях, чтобы как можно быстрее довести дополнительные бюджетные средства до муниципалитетов, которые очень ждали октябрьского увеличения областного бюджета. Данным законопроектом доходы областного бюджета увеличены на 7,8 миллиарда рублей, расходы увеличились на ту же сумму и составили 121,3 миллиарда рублей, дефицит бюджета не изменился – 8,1 миллиарда рублей. Увеличение доходной части бюджета стало возможным благодаря дополнительному поступлению собственных налоговых и неналоговых доходов в сумме 5,7 млрд руб. (из них 3,6 млрд рублей - по налогу на прибыль организаций, 110 млн рублей - по налогу на доходы физических лиц, 1,3 млрд рублей поступлений - от акцизов на нефтепродукты), а также в связи с увеличением на 2,2 млрд рублей объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
При формировании расходов в качестве приоритетов определены: помощь дотационным муниципалитетам, оказание социальной поддержки и обеспечение заработной платой работников бюджетной сферы с учетом нового соглашения по МРОТ. В частности, на меры социальной поддержки граждан будет дополнительно направлено 795 млн рублей, 506 млн рублей – на компенсацию выпадающих доходов ресурсоснабжающим организациям, 524 млн рублей решено направить на строительство школ, детских садов и других объектов инфраструктуры, 406 млн рублей – на субвенции на школьное и дошкольное образование, обеспечивающие выплату зарплаты педагогам. На оказание помощи муниципальным образованиям решено направить 896 млн рублей.
- Достанется ли что-нибудь из этой суммы Братску, ведь наш город всегда считался «донором» и не привык рассчитывать на областные дотации?
- Свои предложения по внесению изменений в бюджет подали и братчане, обозначив неотложные нужды муниципалитета в дополнительных средствах на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, на субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям (на содержание помещений, оплату коммунальных услуг, земельного налога и др.), а также на социальные выплаты и ряд других нужд. Следует отметить, что в 2016 году в городе Братске остро стоит вопрос несбалансированности местного бюджета по причинам, не зависящим от самого муниципалитета. Это и ухудшение общей ситуации в экономике, изменение законодательства и значительное выпадение доходов по земельному налогу, зачисляемому в местный бюджет, и арендной плате за землю, как следствие массового оспаривания в суде установленной правительством области кадастровой стоимости земель. Все эти факторы отрицательно влияют на доходную часть бюджета города. В то же время растут и расходы, что вызвано необходимостью обеспечения уровня заработной платы работникам бюджетной сферы в рамках указов президента РФ и минимальной заработной платы в соответствии с региональным соглашением по МРОТ, а также реализацией мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья и участия города в областных государственных программах с высокой долей софинансирования.
На сегодняшний день промышленный город Братск, традиционно считающийся в регионе «сильной территорией», в силу перечисленных факторов уже не в состоянии обеспечить сбалансированность собственного бюджета. Выходом из сложившейся ситуации могло бы стать изменение законодательства в части перераспределения налоговых доходов в сторону увеличения доли, оставляемой в муниципалитете (и этот вопрос прорабатывается), однако на сегодня ситуация такова, что без финансовой помощи региона нам не обойтись.
- Ваш голос услышали в ЗС?
- Распределение сумм дополнительных ассигнований из областного бюджета по статьям расходов и по муниципальным образованиям области стало предметом горячих споров и обсуждений на заседании комитета по бюджету Законодательного собрания с участием членов регионального правительства, которое состоялось 4 октября, накануне сессии. Мое выступление на комитете, также как и переданное ранее обращение в областное министерство финансов, касалось, прежде всего, вопроса недостаточности средств cубвенции на выплату заработной платы работникам образования, в том числе и в связи с введением нового минимального размера оплаты труда, а также проблемы общей несбалансированности бюджета города Братска.
Кстати, тема недостаточности субвенции на общее, среднее и на дошкольное образование для Братска уже не в первый раз озвучивается мной на областном уровне, также как и недофинансирование учреждений профессионального образования. Так, в ходе июньской корректировки бюджета 2016 года Братску было выделено дополнительно к ранее утвержденной субвенции на общее среднее и дошкольное образование 73,4 млн рублей, однако эта сумма не покрыла ожидаемого дефицита средств. Также неоднократно ставился вопрос изменения методики расчета субвенции на образование, несовершенство которой и является, на мой взгляд, одной из причин недофинансирования школ и детских садов. На сегодняшний день проект новой методики находится на изучении в муниципалитетах, посмотрим, будет ли она лучше прежней.
Новым законопроектом 5 октября сумма субвенции на образование городу Братску увеличена еще на 29 млн рублей, что по расчетам профильного департамента позволит выплатить заработную плату педагогам с учетом аванса за декабрь в размере 30%. Учитывая, что этого недостаточно, вопрос остается на контроле и будет дополнительно рассматриваться в ходе ожидаемой декабрьской корректировки областного бюджета. Такую позицию мы, депутаты, обозначили правительству области, отметив необходимость 100-процентной выплаты заработной платы работникам образования за декабрь в текущем году, чтобы следующий бюджетный год начать с новых финансовых расчетов.
Указано областному правительству и на недостаточность выделенных средств на оказание помощи муниципалитетам на сбалансированность местных бюджетов. К этому вопросу также решено вернуться при последующей корректировке бюджета, а в конце ноября провести рассмотрение бюджетной обеспеченности Братска на совещании в министерстве финансов Иркутской области, в котором я планирую принять участие.
Дополнительные средства областного бюджета новым законопроектом выделены и на финансирование православных гимназий области, и на профессиональное образование, что позволит колледжам и техникумам, я надеюсь, рассчитаться с долгами за коммунальные платежи и закрыть потребности в средствах на выплату заработной платы. Такие решения правительства обозначены в ответах на мои августовские обращения по вопросам финансирования учреждений профобразования и православной гимназии города Братска.
- Мы вместе с вами будем надеяться, что дополнительные средства помогут образовательным учреждения Братска решить хотя бы часть своих проблем. Какие другие законопроекты вашего комитета можете еще отметить?
- Из других законопроектов, подготовленных к рассмотрению комитетом по бюджету, отмечу принятие изменения в закон «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования граждан Иркутской области на 2016 год», в соответствии с которым доходы фонда увеличены (в основном за счет межбюджетных трансфертов) на 558 млн рублей до общей суммы 31 млрд 266 млн. На эту же сумму увеличены и расходы, общий объем которых в 2016 году составит 30 млрд 764 млн рублей. Дополнительные 500 млн рублей предлагается направить на оказание специализированной, в том числе, высокотехнологичной медицинской помощи, еще 58 млн – на дополнительное профессиональное образование медицинских работников и приобретение оборудования. В стадии разработки находятся еще несколько важных законопроектов по профилю комитета, но о них я расскажу позже.
Вопросы задавала Олеся КЛЕШКОВА
|