(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 35)
Все мы, братчане, сегодня отлично знаем герб родного города с изломленными лучами золотого солнца на лазоревом столбе, который тонкими нитями разделяет красно-зеленое поле основного фона. Официальная символика Братска действует с декабря 2004 года, когда была пройдена вся процедура утверждения герба от решения Думы г. Братска до внесения в Государственный геральдический совет Российской Федерации.
Это уже второй герб. Первый Братским городским исполнительным комитетом утвержден 17 января 1980 года. Работа над ним шла долгих 12 лет, а началась она в 1968 году, очередь которого пришла в нашем проекте «Время, назад!».
Газета «Красное знамя» в одном из первых номеров за тот год сообщает, что в худсовет начали поступать первые работы. Чуть раньше условия конкурса по созданию герба Братска были объявлены сначала в областных газетах, а после и в «Комсомольской правде». Как раз всесоюзная газета оживила интерес художников страны – профессионалов и любителей - к созданию символики Братска. Вскоре после выхода в свет тиража «Комсомолки» с условиями конкурса в город поступило 320 работ из 120 городов.
Каким на расстоянии виделся Братск
Любопытно, как люди из разных концов Советского Союза представляли наш город. Ответ на это любопытство дает «Знаменка». Она пишет: «Девы с факелами, скачущие олени, стрелецкие топоры, богатыри, разрывающие кандалы, медведи и олени в различных позах содержались в эскизах участников конкурса. Характерно, что чем дальше от Братска живет автор, тем вычурнее его представление о нашем городе. Но были в череде вариантов и реалистические работы. Например, в виде рыцарского щита, разделенного на четыре квадрата, в каждом из которых символ Братска – море, алюминий, электроэнергия и целлюлоза».
Дальше была проведена выставка в ДК «Лесохимик» для горожан, где каждый мог письменно оставить свое мнение о той или иной работе. Потом худсовет подвел итоги. К единому мнению не пришли и работу над гербом продолжили. Тот вариант, к которому шли 12 лет, стал собирательным. Была взята идея двух авторов - братчанина Абрама Луфта и иркутского художника Виктора Огиенко. В результате получился щит, разбитый на три равные вертикальные полосы: левая красного цвета стала символом молодого, растущего социалистического города; правая зеленого цвета подразумевала море тайги, т.е. основное богатство края. Средняя полоса синего цвета – гидроэнергетические ресурсы Ангары. Четыре волнистые белые полосы на ней подчеркивали стремительность воды этой могучей реки.
На красной полосе старого герба были изображены еще буквы AL и стилизованная структурная формула целлюлозы. На зелёном выделялась серебряная сторожевая башня. А в середине щита размещалось солнце с турбинным винтом внутри. Это, понятно, символизировало Братскую ГЭС.
Трудно сказать, почему нужно было менять герб, ведь и по сей день его символы напрямую характеризуют Братск. Новый герб, конечно, лаконичнее: на нем прямых указателей на промышленную составляющую нет, зато сохранены признаки моря, тайги и роста.
Почти «Карнавальная ночь»
Старшее поколение братчан до сих пор ныне развлекательный центр «Формула» и театрально-концертный центр «Братск-АРТ» называет соответственно «Лесохимиком» и «Металлургом». Т.е. так, как именовались учреждения культуры, которые изначально располагались по этим адресам.
ДК «Лесохимик» принят за сутки до наступления 1968 года. Читаем «Знаменку»: «Еще 29 декабря Дворец стоял пустым и молчаливым. Братчане передавали друг другу сведения, что комиссия не подписывает акт приемки. Но уже утром 30-го по подъезжающим к ДК машинам со стульями, диванами, пианино стало понятно – «Лесохимик» открывается.
Через считанные часы после первых признаков открытия в коридорах Дворца уже сновали сотни человек. Ребятишки – большие и маленькие – помогали наряжать елку. В кабинетах слышались голоса труб, пение хоров. Хрипели громкоговорители. Разобраться в этом броуновском движении было просто невозможно».
Читаешь все это и видишь прообраз знаменитой картины Рязанова «Карнавальная ночь». Между тем, уже к вечеру новый Дворец был открыт для горожан и особенно самодеятельных артистов, которые давно уже переросли масштабы клуба «Юность». Ввод «Лесохимика» стал общегородским праздником с разрезанием красной ленточки, торжественными речами и трехчасовым концертом самодеятельности работников ЛПК. Первым директором Дворца стала Лидия Павловна Романенко.
«Лесохимик» есть, впереди - «Металлург»
Едва отгремели фанфары по поводу открытия нового очага культуры в Братске, как город заложил первый камень очередного. В начале 1968-го архитектурно-строительный совет Братска рекомендовал горисполкому к утверждению строительство Дворца культуры алюминиевого завода. Названия в титуле еще не было. Существовал пока только проект объекта культуры, сравниться с которым могли единицы других по всей стране.
Уникальность проекта заключалась в том, что на территории Дворца располагался стадион со зрительными местами и закрытый спортивный комплекс. Само здание решено было сооружать из искусственного камня, железобетона, алюминия и стекла. Зрительный зал на 1200 мест оборудуется механизированной вращающейся сценой, на которой, как пишет «Знаменка», может показывать свои спектакли Большой театр. Сценическая коробка высотой 28 метров. А еще в этом зале можно смотреть кино и проводить торжественные заседания.
Во Дворце предусмотрен и второй зал на 330 мест для лекций. Для различных кружков здесь имеется полный набор кабинетов и площадок. Все это мы имеем и сегодня. Правда, от первоначального проекта в окончательный вариант не дошел бассейн с зеркалом воды 50х20 метров и открытый летний театр. В отличие от ДК «Лесохимик», не сохранившего в рыночной экономике свои первоначальные функции, ДК БрАЗа и по сей день служит горожанам как объект массовой культуры и спорта. Правда, ведомственной составляющей теперь нет и название поменялось. ТКЦ «Братск-АРТ» является муниципальным автономным учреждением культуры г. Братска, который возглавляет Светлана Смолина.
От культуры – к порокам
Здесь имеются в виду пороки общества. Практически через номер от материала о начале строительства нового Дворца культуры «Красное знамя» публикует заметку майора милиции г. Братска Г. Казака «Пьяниц надо лечить принудительно». Суть ее в том, что на территории РСФСР несколько месяцев назад вступил в силу указ о принудительном лечении и трудовом перевоспитании злостных пьяниц. Согласно этому закону родственники, трудовые коллективы, общественные организации, женсоветы могли обратиться в милицию с просьбой о применении таких мер к выпивохам. Органы милиции оформляли документы, передавали их в суд и тот выносил решение по направлению человека на принудительное лечение.
Так вот майор Казак пишет, что «в Братске этот важный народный закон не действует. И не потому, что в нашем городе нет пьяниц, а потому, что общественные организации с ними не борются и нет лечебно-трудового профилактория (ЛТП). Между тем, создание ЛТП принесло бы большую пользу семьям, в которых есть лица, подлежащие лечению». Так думал милиционер. Но на деле таковым эффект принудительного лечения не являлся.
Однако вскоре после публикации (или так совпало) ЛТП был открыт в Вихоревке. Срок пребывания в таких учреждениях составлял от года до двух, решение принимал местный судья. Система такого оздоровления общества просуществовала в Советском Союзе более 25 лет и была отменена в 1994-м уже указом президента России. К слову сказать, в некоторых республиках бывшего Советского Союза, таких как Белоруссия, Туркмения, Казахстан, она действует по сей день.
Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)
|