Долгие летние вечера мы часто проводим с подружкой на ее кухне. И это ничего, что у Лены стандартная «двушка», да и кухня уступает моей просторной 14-метровой. Зато именно из окон ее квартиры видны катера и яхты. Под вечер, когда яхты возвращаются к причалу яхт-клуба, оттеняя синие воды залива своими белыми парусами, мы с Ленкой обмениваемся ощущениями.
В общем, они сводятся к тому, что словно и не в Братске мы сидим в квартире 7 микрорайона на девятом этаже, а в большом портовом городе. К примеру, Санкт-Петербурге, куда год назад, торжествуя над нашей инертностью, отбыла другая наша подруга – Оленька.
Чтобы было море
Совсем недавно во время общения с директором яхт-клуба «Братск» К. Гультиковым я услышала подтверждение этим чувствам. Константин Николаевич процитировал слова одного из яхтсменов Братска, а точнее - Алексея Рыжова: «Пока в Братске есть паруса, тут будет море. Без яхт оно так и осталось бы водохранилищем». Так кто они, эти люди, которые дарят нам море?
Их - энтузиастов и романтиков, которые все, кроме чести, могут заложить ради того, чтобы поднять парус на собственной яхте, сегодня не так много. Яхтинг - дело затратное. Одной мечты, горячего сердца да умелых рук все-таки мало для того, чтобы иметь свое судно. Однако именно по этим качествам более 50 лет назад в Братске объединили людей, которые начали строить первую на Ангаре крейсерскую парусную яхту. За номером «01». Надежду в то, что все получится, вдохнул в «кораблестроителей» тогда еще молодой инженер завода ЖБИ-2 Алексей Гоголицын. Яхты он полюбил на Волге, а создал и поставил их на воду на Ангаре, где состоялся как гражданин и специалист.
Вместе с Алексеем Владимировичем над корпусом, мачтой, гиком, ахтерштагом, пером руля и другими частями первой яхты корпели такие же энтузиасты Б. Куля, Н. Третьяков, И. Михайлов, В. Касьян, А. Шер, Т. Стрельцова, Р. Липанина, Э. Гофман. Большинство из этих людей работали на этом же заводе. За ними вскоре потянулись коллеги по ЗЖБИ-5. Творением А. Онищенко, А. Дворянинова, М. Ротор, С. Жукова, Н. Просолупова, М. Щетинкина стала парусная яхта «Венера» с порядковым номером «9».
Если есть яхты, нужен причал
Пока наполнялось водохранилище, временной базой для яхт стал берег в районе падунского стадиона. Борта там никто не охранял, случаев вандализма при том не наблюдалось, однако все понимали необходимость собственной базы с причалом, ангарами или, точнее, эллингами - стоянками для ремонта и хранения яхт между навигациями. Тем более, что интерес братчан к яхтингу возрастал. Сообщество яхт «01» и «Венеры № 9» пополнила яхта «Пурсей», активно строились и самодельные моторные катера.
Между тем, расширялись и границы водохранилища. К середине 1967-го оно подошло к проектной отметке и обрисовало свои берега. В водное зеркало вошел и ручей Большой Бурей близ территории завода ЖБИ-2, давший впоследствии название регате. Только природно там был пологий берег с горами принесенного волнами мусора и отходами производства железобетонных конструкций. Изначально ликвидировали свалку, подняли рельеф. Создав отвесные берега, соорудили боновый причал. Дальше территорию выровняли и увенчали этот труд установкой крановых путей, чтобы, спуская и поднимая катера и яхты, двигался по этим путям башенный кран. Нашлось место временным хозяйственным помещениям с летней охраной. С этого времени и ведет отсчет своей истории яхт-клуб, которому в эти дни исполняется 50 лет.
Есть имена
«Сделали», «начинали», «строили» - это все безликие глаголы. На самом деле роль личности в рождении и становлении яхт-клуба «ЗЖБИ-2» - первого и единственного яхт-клуба в городе Братске, больше чем велика. Боюсь, Алексей Владимирович Гоголицын уберет строки про себя в тексте, но именно он сделал все, чтобы ЗЖБИ-2 взял под свое крыло яхт-клуб. Все работы по созданию, содержанию и развитию яхт-клуба до 1974-го, т.е. до того времени, как здесь работал Гоголицын, проводились за счет завода. Поддерживали и помогали В. Складчиков, Н. Осипов, И. Моркин, А. Лошкарев.
В дальнейшем, принимая на себя обязательства по руководству комбинатом «Братскжелезобетон», Алексей Владимирович взял под крыло КБЖБ и яхт-клуб. Его название тоже выросло до границ комбината. Границы касались только названия, в остальном клуб стремительно расширял границы. Здесь появились теннисный корт и волейбольная площадка, баня и «моржовня» на плаву. Здесь действовала строгая морская дисциплина с вахтами и вахтенными старшинами. Здесь нельзя было употреблять матерные слова, а в баню «рядовой состав» ходил строго после того, как первый пар примут «адмиралы».
Детская парусная школа
Главное, яхт-клуб всегда развивался. Его руководство осознавало, что без воспитания преемников будущее клуба призрачно. При яхт-клубе создается секция детского парусного спорта. Для этого были приобретены гоночные швертботы, наняты тренеры. Ребятам наставники выделили отдельный эллинг. Порядка 25 человек занимались в секции. Выходили на соревнования областного уровня и занимали первые места.
Роман Елыков, Станислав Печенкин, Кристина и Александр Молоток, Дмитрий Межов, Антон Попов, Георгий Скозобцев — эти имена известны среди яхтсменов региона. Многие из них начинали в детской парусной секции. Кристина и во взрослом яхтинге сегодня чемпионка Иркутской области. Только теперь спортом она занимается в областном центре.
Увлекаться яхтингом ребятам помогали не только занятия, недальние походы, но и постоянное наблюдение за взрослыми яхтсменами с их регулярными регатами. С восьмидесятых такие регаты вошли в жизнь Братска. Вначале это были просто походы в Ангару, Окинское сужение, Ию. Потом родились большая Бурейская регата и традиционная осенняя регата крейсерских яхт. Бурейская проходит в три этапа, один может занимать сутки, а то и двое. Они любят проверить себя и яхту в долгих, в том числе и ночных походах. Гонки прижились быстро, существуют они и поныне, только уже под флагом яхт-клуба «Братск».
Летний приз состоит из трех гонок, осенний - из четырех. Длина дистанции достигает сто морских миль. Яхтсмены больше любят осенние гонки, когда ветер покрепче и условия суровее. А волны на Братском море бывают до 2,5 метров. А вообще в истории яхт-клуба «Братск» есть маршруты с выходом в Северный Ледовитый океан по Лене до Тикси и до Таймыра через Енисей.
Главней всего - порядок в клубе
С падением строительного комплекса, снижением объемов КБЖБ и с уходом на заслуженный отдых Гоголицына, клуб потерял финансовую опору. То скромное, на что он живет сейчас, это вложения или членские взносы исключительно самих яхтсменов. Город не имеет законных оснований помогать клубу, т.к. по форме собственности тот не принадлежит муниципалитету. Поэтому здесь давно уже все на самоокупаемости.
Деньги деньгами, их может и не быть, а вот порядок в яхт-клубе — дело святое. За этим всегда следили определенные люди. Долгие годы «хозяином порта», как называли его обитатели клуба, являлся Иосиф Моркин. Первым начальником яхт-клуба стал В. Вихрев. Позже его сменили Н. Попов, Н. Третьяков, Н. Мосейчук. С 2005-го десять лет и уже в статусе директора «служил» Роман Мингазов. А два года назад бразды правления взял в свои руки Константин Гультиков.
«МеКонГ» не последняя яхта Константина
Понятно, что из Ленкиного окна мы не видим названия яхт, поэтому не знаю, как правильно зовется «детище» Гультикова, скорее всего, «МеКонГ». Но, исходя из того, что название рождено из словосочетания «мечта Константина Гультикова», это должно быть написано именно так. Мечта пришла из души романтической и многолетнего наблюдения за тем, как по Братскому морю ходят «парусники». Сегодня, когда в трудовой и жизненной биографии полно достижений, Константин Николаевич имеет возможность посвятить себя яхтингу. Работа и увлечение — у него два в одном. Есть мечта построить и новую яхту.
А пока мы говорим с ним о юбилее, о клубе, о яхтах, походах и малой воде. Маловодье никого не радует, а яхтсменов особенно: берег с каждым годом становится шире. И если «МеКонГ» еще как-то удается стащить на воду, то «Северный ветер» - более мощная яхта, кстати, также построенная руками фанатов парусов В. Неволиным и В. Федоровым, увы, второй год стоит на берегу.
В беседе затрагиваем и перспективы детского парусного спорта. Директор яхт-клуба говорит, что подготовить ребят можно и нужно. Но много препон в работе с детьми, как ни странно, ставит само государство с контролирующими органами.
Тут же Константин жалеет, что уходят старожилы, а вместе с ними дух и мораль первопроходцев, которая содержится в девизе «Белые паруса - чистые совесть и душа».
Но накануне 50-летия яхт-клуб «Братск» делает установку на продолжение истории. Есть желание возобновить праздники моря, которые давным-давно были визитной карточкой. 15 июля нынче здесь пройдет большой сбор. В эти дни на территории клуба уже сооружается сцена, будут гости и верные друзья. Сегодня здесь приписано порядка 80 судов, т.е. парусных яхт и катеров. Будет на празднике место и 1,5-2-часовой регате. В море выйдут «Алиса», «Диана», «Санта», «Сибирь», «Славянка», «Чара», «МеКонГ», «Атланта», «Рысь», «Виктория», другие парусники. И будем мы с подругой смотреть на все это, но уже не из окна!
Алла ТИРСКИХ
|