29.01.2017   12:00
КАК РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ЩЕЛЧКОМ ПАЛЬЦЕВ

Согласитесь, что достаточно часто обратив внимание на какую-то городскую проблему, будь то участок плохой дороги, неработающий фонарь наружного освещения или гололед на пешеходной дорожке, большинство из нас проходит мимо. Мы привыкли, сидя «на кухне», ругать власти и ждать, что все исправится. Кто-то не знает, как грамотно написать жалобу, у кого-то нет времени ходить по инстанциям, а кому-то просто лень. Мало кто знает, что теперь большинство таких проблем можно решить, по сути, щелкнув пальцами. Точнее, нажать две-три кнопки на своем мобильном телефоне…

 

Об этом «Знамени» рассказал координатор фонда по защите прав потребителей «Гражданский патруль» по Иркутской области и просто неравнодушный молодой человек Андрей Царенко.

 

 

- Здравствуйте, Андрей! Расскажите, пожалуйста, что это за фонд «Гражданский патруль» и чем он занимается?
- Вообще фонд по защите прав потребителей «Гражданский патруль» работает уже шестой год во многих городах России. Первый офис был открыт в Новосибирске. Сначала активисты ходили по магазинам и выявляли т.н. «просрочку» среди продуктов питания, основываясь на обращениях жителей. Затем возникла мысль сделать фонд более доступным для всех граждан. То есть не просто проводить рейды по магазинам, а оказывать конкретную, адресную помощь людям. И это касается не только продуктов питания. Это абсолютно любая сфера – дороги, жкх, благоустройство, тротуары, мусор…
Для этого было создано специальное приложение для мобильных телефонов и интернет-сайт «Гражданский патруль», чтобы люди могли обращаться через них. Это позволило значительно расширить список возможностей. Работает очень просто: вы скачиваете приложение на свой смартфон, регистрируетесь в программе - и все! Затем, проходя по улице, фотографирует какую-то городскую проблему – допустим, не горят фонари во дворе. Под фотографией пишете короткий комментарий с указанием места и отправляете к нам на сервер. 
В Новосибирске, в головном офисе, сидят юристы, которые обрабатывают поступившую информацию. Они составляют юридически грамотный документ – обращение в форме жалобы и отправляют его в тот или иной орган, в ведении которого находится та или иная проблема. А там уже принимают решение и дают ответ. 
Здесь же, на сайте «Гражданский патруль», вы можете проверить всю имеющуюся в городе проблематику. Если вы, к примеру, автолюбитель и вас беспокоят дороги, выбираете конкретную вкладку. Независимо от того, получен ответ от контролирующего органа или еще нет, жалоба в течение полугода отображается на карте сайта. Это сделано для того, чтобы житель зашел на сайт, посмотрел на «карту» своего города и увидел где и какие «болевые точки». Есть возможность прокомментировать или прочитать ответ контролирующего органа о решении проблемы.
На самом деле это очень удобно. Я знаю, что обычно простым людям порой тяжело разобраться во многих юридических вопросах. Чтобы пожаловаться, надо знать, к чьей компетенции относится тот или иной вопрос. Помимо этого, необходимо грамотно написать заявление. Затем найти время отнести документы и потом еще дождаться ответа. Это долго. Вот для таких случаев мы и работаем: выполняем роль связующего звена, своего рода операторов.

- А каково ваше участие в «Гражданском патруле»?
- Сам я присоединился к проекту совсем недавно – в марте 2016 года. Я, если можно так сказать, абсолютно обычный молодой человек, у меня нет даже специального юридического образования. Но я, как, наверное, и многие, регулярно сталкиваюсь с различными проблемами в повседневной жизни. Не люблю громких слов, но мне всегда хотелось сделать наш город лучше, удобнее, современнее и теперь я знаю, что все это нам – простым жителям - по силам. 
А еще в начале было любопытство. Почему, например, в одном магазине можно купить товар, а если он не подошел, вернуть его и забрать деньги? А в другом таком же магазине этого сделать не дают. И тому подобные вопросы…
Совсем недавно мне поступило предложение от федерального руководителя «Гражданского патруля» стать координатором фонда по Иркутской области. Решил попробовать.

- В наше время такое бескорыстие не часто встретишь. Поэтому спрошу прямо: на какие средства существует ваш фонд? Ведь на аренду офисов, где сидят юристы, нужны деньги. А еще компьютеры, связь, канцтовары, в конце концов. Все это требует оплаты. Опять же зарплата юристам и координаторам…
- Я понял ваш вопрос. Если говорить про меня, то я, как и многие другие региональные координаторы, зарплату не получаю. А что касается естественных расходов, то у фонда есть определенные источники доходов. В некоторых городах власти помогают фонду различными грантами. Например, администрация какого-то города хочет знать, сколько канализационных люков в городе и в каком они состоянии. «Гражданский патруль» участвует в таких конкурсах на общих основаниях. 
Кроме этого, крупный бизнес, например, торговые сети привлекают специалистов нашей организации для проведения различных рейдов, выявлении недостатков в работе.
В последнее время набирает популярность такой проект, как обследование конкретных микрорайонов или даже дворов. Простые граждане собирают деньги и просят провести такое исследование. Например, в Екатеринбурге такая услуга стоит около 25 тысяч рублей. 
К слову, Братск, на мой взгляд, пока к этому не готов: ни горожане, ни администрация. Впрочем, и «патруль» в нашем городе пока только развивается.

- Сколько в Братске сейчас таких активистов, как вы?
- Какой-либо организованной структуры «Гражданского патруля» в Братске сейчас нет. Но есть 5 человек, которые активно отправляют запросы на наш сайт и приложение. Каждый из них направил порядка 80 обращений. 
Например, есть человек, который живет в Энергетике и занимается в том районе «контролем» за продажей спиртосодержащих продуктов. Это, кстати, еще до истории с «Боярышником» началось. 

- А не страшно было становиться координатором фонда – своего рода «ответственным» за все жалобы? Ведь в наше время если не побьют (по крайней мере, хочется в это верить), то врагом могут сделать запросто. 
- Не скажу, что прямо было страшно, но думал об этом. Однако, когда уже начал работать, понял, что мы делаем полезное дело и для самих чиновников. В силу тех или иных причин, какие-то проблемы они не замечают хотя бы потому, что их не так много. Мы же, по сути, помогаем им.

- Тогда скажите вот что: за это время вам приходилось встречаться с представителями контролирующих органов, какие из них, по вашему опыту, наиболее готовы к сотрудничеству, а с кем решать вопросы сложно?
- В целом по обращениям у нас очень хорошо работает ГИБДД. То, что городские дороги далеки от совершенства – знают все. Но не многим известно, что в России у ям есть ГОСТы. Дело в том, что ямы, которые не соответствуют ГОСТам, могут привести к ДТП или повреждению машины. Так вот, в ГИБДД выписывают предписание контролирующим органам – тем, в чьем ведении находится та или иная дорога. И постепенно эти вопросы решаются. 
Хорошо реагирует администрация Братска. У меня язык не повернется сказать, что они не работают. Неплохо работает депутатский корпус. Там много профессионалов.
Однако тяжело работать с администрацией Вихоревки. Кроме отопления, на территории города есть масса проблем с тротуарами, пешеходными переходами, свалками и многим другим. А с администрацией Братского района у нас еще не было ситуаций для конструктивного взаимодействия.

- По вашей активности в социальных сетях, как нам кажется, вы в основном активно обсуждаете две темы: необустроенные тротуары для маломобильных граждан и ситуацию с отоплением на Вихоревке…
- Как я уже говорил, у нас очень большой список вопросов, по которым мы можем работать. Каждый занимается той сферой, которая ему по каким-то причинам близка. Мне близка тема благоустройства. Например, ситуация с устройством понижающих бордюров во время ремонта перекрёстка Рябикова – Крупской летом 2016 года. История меня просто возмутила, ведь ответственные за этот участок люди совсем недавно обсуждали, что будут делать специальные понижающие бордюры. А когда началось строительство, я лично подошел и спросил у рабочих, будут ли они монтировать эти бордюры. Мне ответили, что нет. И меня зацепила эта тема. К счастью, на мои обращения оперативно отреагировала председатель Думы Братска Лариса Павлова, и проблему быстро устранили. 
По поводу ситуации с Вихоревкой скажу так: объективно ситуация очень сложная. Ремонтные работы возможны только по окончании сезона. К сожалению, наш фонд не смог повлиять на ситуацию напрямую. Слишком огромная проблема. Вообще никто из присутствующих там не смог повлиять, даже администрация Братского района, которую я в принципе считаю виновником всего случившегося. 

- В таком случае скажите, какими заслугами «Гражданского патруля» вы гордитесь и что бы еще хотелось сделать? 
- Сначала о приятном. Мы обнаружили свыше тридцати брошенных и разрушенных канализационных люков в Центральном округе. Как в самих жилых районах, так и на пустырях. Казалось бы, мелочь, а пострадать можно серьезно. 
Летом обследовали детские площадки. Там есть нарушения по части травмобезопасной подстилки и норм СанПиНа. Управляющая компания, которая занималась установкой, устранила все недочеты – что-то приварили, что-то уплотнили.
Но у нас нет ни средств, ни сил дать тепло вихоревчанам. И хотелось бы, конечно, чтобы там в принципе стала жизнь лучше.
Если позволите, в конце беседы я еще раз напомню: в Братске проживают более 200 тысяч человек. А это значит, что каждый может сделать что-то полезное для своего города. Чтобы быть с «Гражданским патрулем», не обязательно вступать куда-то, платить взносы. Вы можете просто отправить обращение о волнующей вас проблеме. 


Вопросы задавала Олеся КЛЕШКОВА



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .