12.02.2017   10:10
КОГДА ТАКСИСТЫ БЫЛИ «КОРОЛЯМИ»

(Продолжение. Начало в № 2 от 15.01.2016 г. по № 5 от 3.02.2017 г.)
Прежде чем продолжить экскурс в 1973 год, немного личного. Когда по молодости у нас с подругами заходил разговор о взаимоотношениях с родителями мужа, одна все время высказывала претензии к свекрови. Ну не могла подруга понять, почему ее свекровь, получив пенсию, торопится не в магазин за колготками для маленьких внучек, а на почту, чтобы перевести деньги в фонд мира. Даже годы спустя, когда те внучки выросли, моя Люда нет-нет, да вспомнит «добрым» словом пресловутый фонд.

 

Эта история пришла на ум при обнаружении в «Красном знамени» заметки под названием «Всем миром». В ней секретарь городской комиссии советского фонда мира В. Черепанова рассказывает, как важны добровольческие взносы в деле борьбы за мир. Как народы угнетенных стран, при этом не указывается, каких, «не смогут поставить заслон вражеским агрессорам капитализма».
Эти громкие призывы срабатывали, потому что в той же заметке приводятся примеры бескорыстного участия братчан в пополнении фонда мира. «На целлюлозном заводе № 1 БЛПК директором В. Капитаном проведена огромная разъяснительная работа, вследствие которой только за апрель 1973 года работники завода собрали в фонд мира 2135 руб. 32 коп. Школа № 5 под руководством директора Ю. Верхотурова сдала 707 руб. 60 коп. добровольных взносов. Старший кассир магазина № 73 М. Павлова собрала со своих коллег и сдала в банк 141 руб. Мебельный магазин № 45 тоже подключился к работе, коллектив собрал 60 руб., только директор Н. Трошина внесла 10 рублей».
Дальше в материале называются фамилии горожан, стабильно участвующих в пополнении фонда мира. Свекровь моей подруги в этом списке не значится.

 

Из жизни нашего села

Еще воспоминание. Теперь уже из недавнего прошлого: в новогоднем выпуске проекта «Время, назад!» мы опубликовали письмо нашей читательницы из п. Шумилово, которая рассказывала о том, как ярко и дружно жил поселок. Сейчас в подшивке за 1973-й год мы встретили письмо родители детей из семей Шумиловых, Белозеровых, Каверзиных. Они пишут о замечательном человеке, учителе Шумиловской средней школы Любови Александровне Садовниковой. «Этот педагог болеет и радуется за каждого своего ученика. Умеет увлечь ребенка на добрые дела и показать, насколько важно сегодня получить качественные знания, чтобы завтра было легко идти по жизни».
И еще об одном поселке. В марте 1973-го группа работников центрального телевидения на время поселилась в Озерном. В рамках работы над фильмом по освоению Сибири кинодокументалисты на примере озернинской молодежи снимали, как трудятся и отдыхают молодые сибиряки. К чести телевизионщиков, помимо съемочной работы они находили время для встреч с населением Озерного в местном клубе. Рассказывали об особенностях редкой на тот период времени профессии, о хитростях подачи материала, интересных случаях, происходящих во время съемок.

 

 

Командир первой конармии

Чтобы понять, насколько от нас сегодня далек 1973 год, достаточно сказать, что тогда еще был жив Буденный. Более того, 25 апреля страна праздновала 90-летие героя гражданской войны. Первая полоса «Знаменки» в этот день была украшена портретом бравого усатого большевика. А подтекстовка к нему рассказывала о том, как в Центральном доме Советской армии чествовали уважаемого Семена Михайловича. «Сцену красили овеянные революционной и боевой славой знамена первой конной армии, которой командовал Буденный. Министр обороны СССР, маршал Советского Союза К. С. Москаленко, поздравляя юбиляра, отметил, что его героизм и военный талант были высоко оценены Лениным. В этой связи и в честь 90-летия С. М. Буденный был награжден орденом Ленина».

 

Советский человек – не мещанин

В предыдущем выпуске нашего проекта мы коснулись темы морали. И вот снова материал в газете. Он осуждает молодежь, которая при внешней вежливости и благопристойности позволяет себе мещанские выходки. И вот что в понятии автора статьи принимается за мещанство. «Молодой человек учится в институте на вечернем, ударно трудится, комсомолец, всегда первый в самодеятельности. Просто «золото», а не парень. А вот на вопрос, нравится ли тебя твоя работа, ответил: «Да, местечко не пыльное, сидишь себе, отверткой винтики подкручиваешь, а зарплата идет».
Автор статьи эмоционально осуждает респондента, откуда, мол, такое стремление к легкой жизни, откуда страсть к формуле «меньше сделать – больше получить». «Это же так страшно – ограничивать жизнь собственным благополучием вместо того, чтобы встать в человеческий рост и почувствовать радость труда не в той части, которая приносит деньги, а в той, что забирает все силы и душу при вкладе в общее дело страны». Вот так писали в газете той поры.
Не только писали, но и думали так. В заметке презрительными эпитетами осужден следующий диалог двух выпускниц:
- Ты куда поступать будешь?
- В педагогический.
- Да зачем, учителя сейчас «в копейку не ставят». Труд адский, нервотрепка, а платят гроши. Давай со мной в Новосибирск, в торговый. Все в жизни иметь будем!
Вот оно, настоящее мещанство. Нам всем надо бояться таких людей, они никогда не вступают в острые споры, не встанут на защиту общих интересов. У них «мое» всегда будет на первом месте». Интересно, что бы относительно нравов современного общества сказал этот автор сегодня?

 

 

Такси, такси, вези, вези!

С городским общественным транспортом к 1973-м было все отлажено. Во всяком случае, в газете не встречаются нарекания со стороны пассажиров. Напротив, сообщается, что быстро вводятся маршруты в новые микрорайоны. Горожане с нетерпением ждут, когда на улицах Братска появятся первые троллейбусы, «Знаменка» периодически рассказывает о приближении этого события.
На этом фоне обращает внимание обилие писем в редакционной почте о таксистах. Именно не о самой службе, поскольку в советское время, она была не так доступна рядовому гражданину, как сегодня, а о тех, кто управлял машинами в «шашечку». Это была особая каста водителей, и хоть формально она входила в городское автотранспортное предприятие, действовали отдельные таксисты без учета интереса пассажира в силу своего воспитания и денежного «аппетита».
А потому страницы «Красного знамени» просто пестрили жалобами на работу братского такси. Горожане возмущались тем, что у водителей никогда нет разменной монеты, сумму до рубля они в любом случае округляют в большую сторону. Выполняют только выгодные поездки и т.д. Вот примеры. «17 ноября мы семьей ехали из Падуна до Братска на такси 71-18. Счетчик в конце поездки показал сумму 2.60. Мы за трех членов семьи отдали два рубля, четвертый пассажир протянул рубль. На выходе из машины мы все услышали от водителя: «Знал бы, что вы такие нищие, не повез, могли бы и четыре заплатить».
«Пятым номером» между собой называли такси металлурги за фиксированную сумму в пять рублей, столько брали водители с опоздавших на бразовскую электричку. Расстояние в 16 километров от перрона электрички до завода таксисты оценивали в «пятерку», пользуясь тем, что пассажир заплатит в любом случае.
Особо жестко вели себя таксисты в аэропорту. «Мы вышли из здания аэровокзала, - пишет пассажир В. Бикмаев, - и обнаружили четыре свободных такси. В первом на нашу просьбу уехать в Братск услышали: «Не поеду». Во втором: «Не повезу», в третьем: «Да я лучше здесь постою». Наконец, мы сели в четвертую машину с номером 57-01, воспользовавшись тем, что водителя в ней не было. Когда тот вернулся, мы обозначили свою просьбу и сказали, что не выйдем, пока нас не повезут. Водитель стал настойчиво нас выгонять, ссылаясь на то, что смена у него до 8 вечера, а сейчас уже семь и он не успеет вернуться в гараж из Братска.
Тогда мы попросили показать путевку. М. Раджабов, как мы прочитали в маршрутном листе, в этот день должен работать до 10 вечера. Поняв, что мы разобрались, он начал говорить, что у него мало бензина и до города не хватит. Мы не отступали и попросили включить замок зажигания, чтобы на приборе посмотреть наличие топлива. В итоге его оказалось больше половины бака. И здесь номер Раджабову не прошел.
Растратив все аргументы отказа, он сознался, что в городе у автостанции итак много такси скопилось, значит, ему порожняком придется возвращаться. Тут же намекнул нам оплатить дорогу туда и обратно. Мы отказались, на что услышали: «Покиньте мою машину». Мы с брезгливостью хлопнули дверками, напомнив Раджабову, что это не его машина, а государственная».
Справедливости ради, встречаются в газете жалобы и от самих таксистов, но об этом в следующем выпуске проекта.


Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)



Категория: ВРЕМЯ, НАЗАД! | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .