25.11.2016   10:45
КУДА ПРИВОДИТ ДЕШЕВАЯ ВОДА

На минувшей неделе внимание общественности вновь было приковано к ситуации вокруг многострадального братского «Водоканала» (сейчас это муниципальное предприятие «Дирекция городской инфраструктуры» МП «ДГИ»). Директор предприятия выступил перед депутатами – членами постоянной депутатской комиссии по городскому хозяйству и муниципальной собственности.

 

 

Стратегическое для Братска МП «ДГИ» уже не первый год испытывает серьезные финансовые трудности. По итогам 2015 года убытки предприятия составили порядка 50 миллионов рублей. Однако, когда в 2016 году предприятию, благодаря реализации целого комплекса мероприятий, направленных на снижение затрат, удалось сократить издержки почти в 5 раз, оно столкнулось с трудностями иного характера. Но обо всем по порядку. 
На сегодняшний день в МП «ДГИ» трудятся более 1000 человек. Они обслуживают больше 1100 километров коммунальных сетей холодного водоснабжения (в первую очередь жилых домов Братска) и водоотведения, проще говоря канализации. Кроме того, под их контролем водозаборы, очистные сооружения и насосные станции. Для того чтобы безаварийно вести это солидное хозяйство, проводить плановые и капитальные ремонты сетей и оборудования, по словам директора Михаила Лихотникова, предприятию необходимо зарабатывать порядка 550 миллионов рублей в год. А вот этого как раз и не получается. По информации руководителя, коммерческие потери воды для предприятия составляют 51%. В своем выступлении Михаил Лихотников подробно рассказал депутатам об основных причинах убытков МП «ДГИ».
- Коммерческие потери – это основные наши потери в доходной части предприятия и причиной тому послужили решения областного правительства и деятельность управляющих компаний Братска, – говорит Михаил Лихотников. – Около 90 миллионов рублей мы потеряли из-за того, что был снижен норматив потребления воды и около 80 миллионов предприятие недополучило из-за специфики работы местных управляющих компаний. 
Так, с 2014 года правительство Иркутской области сознательно снижает норматив индивидуального потребления воды для жителей Братска. Делается это, по мнению экспертов, в целях экономии областных средств, поскольку здесь предусмотрено субсидирование из регионального бюджета, на которое областные власти сейчас идут неохотно, будь то бесплатные поездки или лишние литры воды. 
Оказывается, что изначально на одного братчанина в месяц приходилось 7,2 кубометра воды, а сейчас этот норматив снижен до 5,52 кубометра. При этом специалисты МП «ДГИ» произвели собственные расчеты, которые показали, что фактическая цифра потребления воды жителями колеблется в пределах 8 кубометров в месяц. Речь идет о тех, у кого не установлены индивидуальные приборы учета, а таких в Братске примерно половина. 
Вторая проблема «на 80 миллионов», по словам руководителя МП «ДГИ», – это нежелание управляющих организаций исполнять требования федерального законодательства, связанное с установкой и обслуживанием общедомовых счетчиков. 
- В Братске из почти двух тысяч многоквартирных домов общедомовыми приборами учета оборудовано всего 32%, – говорит Михаил Лихотников, – хотя еще в 2013 году таких домов было почти 70%. За минувшие четыре года в результате деятельности управляющих компаний было демонтировано около 400 приборов учета.
Вы спросите: для чего? Директор «Водоканала» поясняет: если в доме нет такого прибора, управляющая компания платит не за фактически использованное количество воды, а по фиксированному тарифу – куда более низкому, чем реальное потребление.
- Сегодня управляющие компании – это частные предприятия и работают они, в первую очередь, на карман своего собственника, – говорит Михаил Лихотников. – Интересы жителей в этом случае ставятся на последнее место, а уж проблемы городских предприятий их вообще не интересуют. Приборы, по сути, «выводятся» из строя. Это, конечно, не вандализм, их никто не ломает. Но когда приходит время проверять их, этого никто не делает. А затем управляющие компании ставят нас перед фактом – они просто присылают нам письма о том, что с завтрашнего дня расчет идет не по приборам учета, а по нормативам. То есть, они работают не с уменьшением нормативов потребления воды, а просто «выводят» счетчики из работы.
По мнению Михаила Лихотникова, управляющие компании должны активно работать с населением и продвигать программу энергосбережения, а они в этом не заинтересованы. В результате неоплаты сверхнормативного потребления воды, по оценке специалистов МП «ДГИ», предприятие теряет ежегодно около 80 млн рублей.
Также руководитель обозначил ряд других проблем, негативно влияющих на финансово-экономическое положение предприятия. Среди них – рост тарифов на основные виды затрат МП «ДГИ» (электроэнергия и тепловая энергия, ГСМ, услуги сторонних организаций). Здесь же общемировая тенденция к снижению водопотребления за счет внедрения ресурсосберегающих технологий, а также уменьшение численности населения Братска: меньше потребителей – меньше доходов.
К чести руководства предприятия, оно все это время не сидело сложа руки, пеняя на сложившиеся проблемы. За период с 1 марта 2016 года, когда Михаил Лихотников был назначен на должность директора МП «ДГИ», была проведена огромная работа. Реализован целый комплекс мероприятий с экономическим эффектом более 40 млн рублей. В том числе, проведена оптимизация производства, внедрены новые технологии и даже установлены системы ГЛОНАСС на транспорте «Водоканала». Все это позволило сократить убыток предприятия почти в 5 раз по сравнению с прошлым годом. 
Но даже несмотря на это, у МП «ДГИ» сохраняется кредиторская задолженность более чем 327 миллионов рублей. Впрочем, есть у «Водоканала» и должники, «дебиторка» составляет порядка 220 миллионов рублей, в том числе задолженность населения – более 100 млн.
Но даже в этих сложных условиях Михаил Лихотников призвал депутатов задуматься о развитии МП «ДГИ». По словам руководителя, требуется масштабная реконструкция сетей водоснабжения и канализации, модернизация системы обеззараживания воды, замена оборудования и обновление автопарка. Эти и другие мероприятия давно назрели, от их реализации напрямую зависит качество жизни в городе, стабильное обеспечение братчан коммунальными услугами.
- Сейчас мы просто топчемся на месте, устраняем аварии и серьезных ремонтов не проводим. Состояние сетей подходит к критическому рубежу, – говорит Михаил Лихотников.


Алексей ВАСИЛЬЕВ



Категория: ОБЩЕСТВО | Рейтинг: 0.0/0
avatar
0
Меня всегда в таких случаях мучает вопрос: как "неэффективные собственники" коммунисты всё это построили, и со всем этим управлялись без проблем? И вода была, и энергия, и тепло недорого, и без счётчиков, без "энергоэффективности". А эти эффективно эксплуатировали, эксплуатировали, да не выэксплуатировали.
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .