Письмо в редакцию газеты "Знамя" от первой заведующей музея «Ангарская деревня» Галина ШТЕЛЕ, обеспокоенной ситуацией вокруг родного музея.
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ!
Так решила администрация музея, начав планомерно уничтожать Ангарскую деревню как музей, превращая ее в развлекательный центр. На территории появились целые композиции из деревянных скульптур как в «балаган-шоу», этакая кичливость (на деньги, затраченные на их изготовление, можно было отремонтировать памятники).
Создавалась Ангарская деревня как архитектурно-этнографический филиал, где собраны памятники деревянного зодчества, уникальные образцы высокого искусства, наша национальная гордость. Памятники материальной и духовной культуры жителей Приангарья – окно в мир прекрасного, школа эстетического воспитания юных братчан. Недаром Ангарскую деревню называют «жемчужиной Братска». Это многолетняя, трудная работа. И нет, наверное, в городе таких организаций и руководителей, которые бы не приняли участие в ее становлении. И получилось: типичная ангарская деревня с однорядной улицей и ответвлениями к церкви, мангазее, мельнице, банькам, стоящим на берегу, теперь и к острогу. Посетители, зайдя в дом, иногда плачут, говорят: «И у нас так было…». Все предметы расставлены так, как изначально стояли в крестьянском хозяйстве.
Уже есть такие архитектурные комплексы и за рубежом, например, в Германии, они консультировались у нас.
А что же получается у нас?
Все это надо разрушить, настроить кафешек и «забегаловок». Их в городе полно на каждом перекрестке. Убрали огороды. В деревне не было избы, семьи без огорода: «кормилец» - говорили на Ангаре. И ограждение-то у них разное: жерди, перевитые ивняком, и рубленая изгородь. Это зона осмотра, и у посетителей здесь особый психо-эмоциональный настрой, он уже как бы окунулся в прошлое, а тут игры (хотят на этом месте сделать игровой комплекс, как будто больше места нет). Временную сцену, которую надо было снести (перенести на другое место), подняли так высоко, что она «задавила» все постройки на берегу, бани, самоловни. Особая боль – въездные ворота. Убрали ворота, сделанные по проекту, рубленные топором безупречно: один взмах топора - и готов паз для жерди. Поставили высокие, резные, ну, аттракцион да и только. Таких ворот не было ни в одной деревне. Над проектом Ангарской деревни трудились специалисты с мировым именем. Поэтому и была она сдана госкомиссии с оценкой «хорошо».
Теперь говорят: музей-то муниципальный, что хотим, то и делаем. И очень жаль, что муниципалитет так относится к истории своего же края. Научных сотрудников призывают «забыть об историзме». Но музейщики народ особый, за идею работают, по крупицам собирая и сохраняя нашу историю. Не согласным предлагается уволиться. Уже уволились сотрудники с большим опытом работы и стажем. В Деревне сильный творческий коллектив научных сотрудников. На высоком уровне организационно-массовая работа. Чувствуются опыт и знание ее организатора – интересные экскурсии, передвижные выставки, проводится много выпускных вечеров, праздников. С каждым годом все ярче проходит Троица.
Площадь музея 33 га, и по генплану третья очередь музея включает и мотели, и кемпинги, и сцену, и т. д., но – за Деревней. А детский игровой комплекс разместить за сторожкой, где он и предполагался. Горки, качели нарушают атмосферу старины. Ангарская деревня - ретроспективный музей, не надо забывать об этом.
Считаю, что архитектурно-этнографический музей надо сохранить в первозданном виде, продолжить исследование и изучение истории Приангарья. Обидно за старожилов, стыдно за Братск, если такой музей превратится в развлекательный центр.
Галина ШТЕЛЕ,
первая заведующая музея «Ангарская деревня»,
одна из ее создателей
|