Случалось, что вы звоните своему ребенку, а он не отвечает на звонок? Вы начинаете представлять самое страшное, и так до тех пор, пока не удастся дозвониться. Мало кто знает, что согласно Регламенту трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО), если в течение всего 30 секунд нет обратной связи с любым объектом системы, перекачка нефти в нефтепроводе останавливается. Последствия такой остановки представить не сложно – это, как минимум, финансовые потери для российского бюджета со всеми вытекающими…
Поэтому главная задача специалистов АО «Связьтранснефть» - бесперебойное обеспечение функционирования всех видов связи на нефтепроводе ВСТО. А это, в том числе, и братчане, ведь именно в нашем городе располагается один из 13 филиалов компании – Прибайкальское производственно-техническое управление связи (ПТУС). Чтобы выяснить, как обеспечивают коммуникационную надежность стратегически важному бизнесу России, «Знамя» со своими вопросами отправилось в жилой район Энергетик, где базируется Прибайкальский ПТУС АО «Связьтранснефть».
Неофициальный юбилей
Началось все в 2006 году, когда, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 №1737-р, стартовало строительство первой очереди ТС ВСТО. Это был крупнейший на тот момент строительный проект в современной России, позволяющий нашей стране выйти на растущие топливные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.
- «Это не просто труба: это мосты, железные и шоссейные дороги, системы связи и коммуникаций. И все это должно быть выполнено на самом современном технологическом уровне», – подчеркнул тогда Владимир Путин.
С того же времени исчисляется история создания Прибайкальского ПТУС. Но в 2006 году в Братске еще не было самостоятельного структурного подразделения компании, тогда была создана зональная служба по организации связи (ЗСОС) объектов строительства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», созданная на базе Прииртышского филиала АО «Связьтранснефть», которая как раз и располагалась в нашем городе.
На том этапе перед связистами стояла, по большому счету, лишь одна задача – создать временную схему организации связи для всех участников строительства. И, конечно, она была решена. При этом использовались собственные наземные и спутниковые каналы связи, а также ресурсы других операторов. А уже спустя почти 2 года – 1 апреля 2008 года – появилось Прибайкальское производственно-техническое управление связи. Зона ответственности филиала – это сразу четыре субъекта Российской Федерации: Иркутская и Амурская области, Красноярский край и Республика Саха (Якутия).
Становление
Но это на газетной странице все звучит складно: решили, сделали, наладили… На деле же – необходимо было проложить около трех с половиной тысяч километров сетей. Несколько десятков станций построить, даже не в чистом поле, а в непроходимой тайге. Вячеслав Харинский – один из тех, кто начинал это большое дело в 2006 году. Сегодня он директор Прибайкальского ПТУС. О былых трудностях Вячеслав Борисович рассказывает скупо: – в рамках проекта ТС ВСТО-1 «с нуля» была построена и принята в эксплуатацию новая полностью цифровая система связи. И, конечно, именно это было самым трудным за прошедшие годы.
Сегодня уже ни для кого не секрет, что ТС ВСТО – одна из самых современных и технологичных систем в мире. А потому и технологии связи на проекте были построены с применением всех самых современных решений, к слову, актуальных и по сей день. Это радиорелейные станции, системы и сети передачи информации, телефонные станции, сеть цифровой радиосвязи TETRA, системы автоматики, телемеханики и системы инженерно-технических средств охраны объектов. Для реализации всего этого было смонтировано около 500 антенно-мачтовых сооружений.
Была организована цифровая радиорелейная линия передачи с использованием технологии синхронной цифровой иерархии SDH, что потребовало строительства 103 площадок радиорелейных станций с возведением на них блок-контейнеров связи, АМС, системы жизнеобеспечения и инженерно-технических систем охраны.
Система цифровой радиорелейной линии позволяла организовать магистральный канал пропускной способностью до 280 Мегабит в секунду. Для обеспечения эксплуатирующего персонала линейной и станционной части услугами подвижной радиосвязи, вдоль пролегания магистрального нефтепровода развернута система сухопутной подвижной радиосвязи стандарта TETRA.
Вероятно, во всем перечисленном выше сможет разобраться разве что инженер-связист. Однако, хочется все же постараться дать рядовому читателю «Знамени», хоть какое-то представление о масштабности сказанного. Так, например, дважды упомянутая цифровая сеть TETRA – есть ничто иное, как собственная сотовая связь нефтяников. Как вам такое!? Причем, связь, которая практически не дает сбоев, как у общеизвестных сотовых операторов.
– «Эксплуатация инфраструктуры связи нефтепроводной транспортной системы в течение почти десятка лет на практике доказала высокое качество выполненных строительно-монтажных работ. И надо сказать, что немалую роль в этом сыграл человеческий фактор», – говорит Вячеслав Харинский.
Главное – это люди
На сегодняшний день коллектив Прибайкальского филиала составляет чуть более 550 человек. Подавляющее большинство – инженеры и специалисты с высшим образованием. Найти людей и собрать по-настоящему боеспособный коллектив – это была, пожалуй, одна из самых сложных задач, с которой, по признанию Вячеслава Харинского, столкнулось руководство филиала.
– «Не секрет, что сегодня в России ощущается нехватка технических специалистов, а в нашем случае ситуация еще более сложная: количество вузов, которые готовят связистов в стране можно пересчитать по пальцам. Но, понимая какое предприятие и для каких целей строим, мы отнеслись со всей серьезностью к формированию достойной команды», – рассказывает Вячеслав Борисович.
Прибайкальский филиал – одно из самых молодых структурных подразделений в системе АО «Связьтранснефть». Молодость эта измеряется не только по времени создания, но по количеству молодых специалистов (до 30 лет) в ПТУС. В 2008 году их здесь было больше сотни, немало их и сейчас.
- «Когда создавался филиал, мы осознано сделали ставку на перспективу. Поэтому, помимо опытных специалистов, уже имеющих опыт работы на подобных предприятиях и сетях связи, мы достаточно много привлекали выпускников профильных вузов, – говорит директор филиала. – Однако, в силу того, что оборудование у нас используется самое современное, мы постоянно, на протяжении вот уже восьми лет, проводим обучение нашего персонала. На эти цели мы ежегодно тратим порядка трех миллионов рублей».
Кому-то может показаться, что в работе связистов Прибайкальского ПТУС АО «Связьтранснефть» нет ничего сложного. А между тем, протяженность ТС ВСТО-1 составляет более 3000 километров, которые пролегают, как было сказано выше, на территории трех субъектов РФ: Иркутской, Амурской областях и Республике Саха (Якутия). Почти все объекты располагаются в сложных геологических и климатических районах, а зачастую еще и в труднодоступных. При этом, большинство специалистов на линии работаю вахтовым методом, потому как найти высококлассных связистов, например, в далеком Олекминске или холодном Нерюнгри, практически, невозможно.
Структура молодого филиала
Под жесткие требования к обслуживанию нефтепровода ВСТО соответственно выстроена и структура Прибайкальского ПТУС АО «Связьтранснефть».
- «Наше предприятие состоит из головного офиса в Братске и десяти цехов электросвязи. Последние обеспечивают эксплуатацию и обслуживают системы связи на закрепленных участках магистрального нефтепровода и находятся в постоянной готовности к проведению аварийно-восстановительных и ремонтных работ, – рассказывает Вячеслав Харинский. – Участки оснащены всем необходимым оборудованием, приборами, инструментами, транспортом».
В Братске находится региональный центр управления, где инженеры и диспетчеры круглосуточно следят за работоспособностью системы связи, а в случае необходимости управляют аварийными бригадами. В Правилах технической эксплуатации систем связи сказано, что при возникновении проблем в системе, ремонтная бригада должна прибыть на место неисправности в течение четырех часов и устранить ее не дольше чем за 12 часов. Исходя из этих требований и была определена география расположения и кадровый состав цехов электросвязи Прибайкальского ПТУС.
– «В системе ПАО «Транснефть» предъявляются очень высокие требования к надежности. Например, прерывание связи между объектами повышенной важности на трубопроводе свыше 30 секунд приведет к автоматическому закрытию задвижек и остановке трубопровода в целом. Это диктуется мерами безопасности, – говорит руководитель Прибайкальского ПТУС. – Поэтому наши специалисты подготовлены к тому, чтобы в любой момент оперативно отреагировать».
Обеспечить это возможно не только при помощи высококлассных специалистов, но и с участием современной техники. Есть в филиале цех технологического транспорта, который обеспечивает ПТУС как тяжелой техникой, так и грузовым и легковым транспортом. К машинам здесь также предъявляются самые высокие требования, чтобы не возникло ситуации, когда невозможно выехать в то или иное место. Техники достаточно, она надлежащим образом обслуживается. Но главное, что она своевременно меняется, когда подходит срок окончания ее эксплуатации.
Глобальная реконструкция
В 2009 году первая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» была закончена. Было введено в эксплуатацию 7 новых нефтеперекачивающих станций (НПС) на территориях Иркутской, Амурской областей и Якутии, что обеспечило мощность нефтепровода до 30 млн тонн нефти в год. При этом проектная мощность ВСТО составляет 80 млн тонн нефти в год.
В 2012 году началась реализация второй очереди – строительство еще 5 нефтеперекачивающих станций (4 НПС в Якутии и 1 в Амурской области), которые увеличили пропускную способность «трубы» до 50 млн тонн нефти в год. В 2014 были введены еще три НПС в Якутии, что опять-таки повысило объемы перекачки нефти до 58 млн. тонн в год. К слову, в настоящее время стоит задача выйти к 2020 году на проектную мощность нефтепровода ВСТО.
Не отставая от коллег, в 2012 году в ОА «Связьтранснефть» была разработана генеральная схема развития сетей связи до 2020 года. Документ предполагал строительство волоконно-оптических линий передач (ВОЛП) вдоль магистральных нефтепроводов, где это позволяют сделать климатические и инженерно-геологические условия. Дело в том, что волоконно-оптические линии передач позволяют организовать систему передачи данных с большой пропускной способностью (до десятков Терабит в секунду, в зависимости от применяемого инфраструктурного оборудования) и обладают целым рядом технических преимуществ. Запланировано – сделано: за 4 года ВОЛП «УС Братск – НПС «Сковородино» смонтирована и запущена в работу.
- «Действующая ранее цифровая радиорелейная линия и новая волоконно-оптической линия передач совместно позволяют организовать сеть связи по топологии «кольцо», с построением основного и резервного направления, – рассказывает руководитель службы развития сети Прибайкальского ПТУС Николай Архипов. – Организованная таким образом кольцевая структура многократно повышает надежность каналов связи, предоставляемых для технологических и оперативных нужд предприятий системы «Транснефть».
По словам руководителя службы развития сети, используемые сейчас в компании технологии резервирования связи позволяют, в случае непредвиденной остановки одного из каналов, переключиться на другой в течение секунды, что будет даже незаметно для потребителя.
Кроме этого, новая ВОЛП позволила отказаться от услуг сторонних операторов связи, что дало госкомпании значительную экономию государственных средств.
Не только построить, но и сохранить
- «Для поддержания определенного коэффициента надежности необходимо постоянно проводить техническое обслуживание оборудования, следить за параметрами его работы, контролировать их соответствие техническим требованиям. Кроме этого, никто не застрахован от его внезапной поломки, – говорит Николай Архипов. – Это довольно трудоемкий и интеллектуальный процесс, в который вовлечены основные ресурсы предприятия».
Отдельной строкой в этой работе значатся охранно-предупредительные мероприятия, направленные на обеспечение целостности кабельных линий связи и их объектов. В рамках данных мероприятий предусмотрены охранные зоны – участки земли, отстоящие от трассы подземного кабеля связи или от крайних проводов воздушных линий связи, за которыми специалисты линейных служб обеспечивают постоянный контроль. Кабельная трасса на всем протяжении обозначена предупредительными знаками - аншлагами, а также информационными табличками, расположенными на опорах линий электропередач.
Сотрудники отдела эксплуатации систем связи и цехов электросвязи Прибайкальского ПТУС постоянно контактируют со всеми организациями, находящимися в непосредственной близости от объектов связи. Как правило, это лесозаготовители, транспортные и дорожные компании, а также сельхозпредприятия.
Существует также план планово-предупредительных осмотров сетей. Но зачастую порывы и повреждения магистральных кабельных линий связи происходят по злому умыслу. В таких случаях связисты обращаются в органы полиции. И как показывает практика, злоумышленников находят, а после этого с виновного лица взыскивается полная сумма, затраченная предприятием на устранение повреждения.
- «Ремонт порыва обходится в несколько сотен тысяч рублей. А затраты на восстановление линии связи до проектного состояния исчисляются миллионами рублей», – говорит начальник отдела эксплуатации средств связи Павел Геннадьевич Тюкавкин.
Социальная ответственность
Географическое расположение волоконно-оптической линии передачи «УС Братск – НПС Сковородино» затрагивает районы Иркутской области и Республики Саха (Якутия) со слаборазвитой телекоммуникационной инфраструктурой. Проще говоря, жители многих населенных пунктов, по территории которых проходят сети АО «Связьтранснефть», исторически испытывали проблемы с хорошей мобильной связью, передачей данных и интернетом. Связь там конечно была, но спутниковая, а значит достаточно дорогая и недостаточно качественная. С приходом в эти районы «оптоволокна» получится значительно улучшить качество и снизить тарифы на предоставляемые услуги связи.
Впрочем, это лишь один эпизод социальной направленности компании. Благотворительность – вот одно из приоритетных направлений социальной политики АО «Связьтранснефть».
- «Мы занимаемся благотворительностью, потому что на фоне резких контрастов, сложившихся в обществе, не можем оставаться равнодушными к тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации», – говорит Вячеслав Харинский.
На протяжении нескольких лет Прибайкальское ПТУС АО «Связьтранснефть» осуществляет системную адресную помощь Братскому областному специализированному дому ребёнка, стараясь создать благоприятные условия для образования и развития детей-сирот и детей с ограниченными возможностями здоровья. В Дом малютки, как его называют братчане, попадают самые маленькие жители города от первых дней жизни и до 4 лет, которые волею судьбы остались без попечения родителей.
Новые вызовы
- «Для нас строительство не заканчивается никогда. Мировая тенденция к увеличению объемов передачи информации заставляет постоянно модернизировать наши системы связи», – рассказывает Николай Архипов.
К тому же продолжают развиваться магистральные нефтепроводы компании «Транснефть». Так, в настоящее время запускают в эксплуатацию магистральный нефтепровод «Куюмба – Тайшет». Реализация проекта включает в себя два этапа. Первый предусматривает строительство линейной части, двух нефтеперекачивающих станций (ГНПС-1 «Куюмба» и НПС-2). Пропускная способность нефтепровода составит 8,6 млн тонн нефти в год.
Вторым этапом предусмотрено строительство еще двух нефтеперекачивающих станций (НПС-3 и НПС-4) на территории Красноярского края и Иркутской области. Пропускная способность МН «Куюмба-Тайшет» достигнет 15 млн тонн нефти в год.
Естественно, новому производству нужна качественная и надежная связь. Для реализации этого проекта, 1 ноября в филиале появился новый цех электросвязи, который базируется в центральной части Красноярского края. Сейчас здесь полным ходом идет подбор персонала, который и будет обслуживать новый участок нефтепровода. Уже совсем скоро списочная численность Прибайкальского ПТУС перевалит за отметку 600 человек. И все для того, чтобы стратегический для России нефтепровод всегда оставался на связи!
Алексей ВАСИЛЬЕВ
|