(Продолжение. Начало в №№ со 2 по 7)
Идет стройка, поднимается город. Все выше у его жителей требования к развитию культуры, образования и… созданию исторических ценностей. В одном из первых номеров газеты «Огни Ангары» за 1957 год есть заметка за подписью инженера гидротехника Спартака Губайдулина «Создадим музей г. Братска».
Чтобы помнили и знали да смотрели нужное кино
Идет подготовка к окончательному перекрытию Ангары, cтроится ЛЭП-220 – легендарная трасса мужества, возводится жилье. Новые школы, больницы растут в одном из самых молодых городов страны. Но за текущими бурными делами его жители думают над тем, что оставят они потомкам, как смогут сохранить историю. С. Губайдулин напоминает, что в Братском остроге отбывал заключение вождь русских раскольников протопоп Аввакум. В этих местах находился в ссылке декабрист Петр Муханов и работал крупный по тому времени Николаевский металлургический завод. Потом братчане вписали яркие страницы в борьбу с колчаковцами за советскую власть.
Первая попытка организовать музей была сделана большевиком Рябиковым в 1911 году. Но от собирательства тех времен ничего не осталось. Создание городского музея надо было начинать с нуля. «Наша задача при этом сохранить в экспонатах облик старого Братска, - пишет автор. – Старожилов просим поделиться воспоминаниями, вещами, утварью и предметами старины. Материалы сдавать в горком ВЛКСМ по адресу: ул. Ангарская, 57».
В пользу развития культуры говорят письма в газету о необходимости демонстрации детских сеансов. «Детям строителей по выходным некуда сходить. Детское кино привезли один раз за три месяца. Мало того, что дети вынуждены за большие деньги ходить на взрослые сеансы, так ведь взрослое кино их ничему не учит. Да и получить билет ребенку нелегко, взрослый зритель от окошка кассы отталкивает ребятню. Такое впечатление, что дирекция клуба в Братске-1 заботится только об экономической выгоде, ведь взрослые сеансы стоят дороже. Такая ситуация требует вмешательства культкомиссии объединенного постройкома», – пишет в газету машинист крана Наместникова. Через две недели читатель опять же из газеты узнает, что в город прибыли детские кинофильмы шести названий, демонстрироваться сеансы будут по 10 раз в месяц.
За порядок в общежитии – пианино
В то же время все больше публикаций появляется о работе школ вечерней молодежи, учебном комбинате. Это говорит о жажде строителей к получению образования. Повышение знаний приветствуется руководством стройки. Газета рассказывает о тяге к профессиональному росту. «Многие молодые строители откликнулись на предложение посещать подготовительные курсы к поступлению в высшие учебные заведения, за месяц в отдел кадров поступило 57 заявлений.
В бригадах с пониманием относятся к тем, кто спешит вечерами на курсы. Одна группа должна была заниматься в школе № 4 на Постоянном поселке, другая – в школе № 2 в Зеленом городке. Однако директора школ, соответственно, Овчинникова и Ядонист, ссылаясь на отсутствие свободных мест, не дают разрешения на проведение занятий. В итоге 2 февраля желающие учиться строители собрались в приемной заместителя начальника стройки Виноградова с книжками и конспектами. Может, после этого нам дадут помещение», – пишет рабочий Ковальков.
Больше порядка становится на стройке. Изначально почти дикие условия проживания в общежитиях к 1957-му обретают цивилизацию. На строительстве Братской ГЭС, где к тому времени имеется 70 общежитий, в которых проживают почти 3000 человек, объявляется смотр общежитий. Все они подключаются к смотру. Газета регулярно рассказывает о его ходе: как и где работают при общежитиях «красные уголки», бытовые советы. Называются адреса положительного опыта и критикуются общежития «со слабой культурой проживания». В условиях смотра прописано: «Для поощрения лучших общежитий постройком выделяет два пианино, пять швейных машин, 10 стиральных, 20 радиол, по 50 комплектов шахмат и домино. Еще 10 тыс. руб. полагается для премирования уборщиц и комендантов за добросовестное отношение к работе».
«Фестивалить» начали на стройке
Надо отметить, что все смотры, соревнования в 1957-м носили особый характер: весь Советский Союз готовился к проведению в Москве шестого Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Но прежде фестивали должны были пройти на местах. Все творческие силы Братска были кинуты на создание танцевальных, театральных, музыкальных номеров. Активизируются спортсмены, а газета открывает рубрику «Фестивальные вести».
Для знакомства с хозяевами фестиваля братские строители пригласили в гости делегацию московского горкома комсомола. Столичная молодежь побывала в бригадах, посмотрела, как живут бывшие москвичи, а сегодня строители Братской ГЭС. Московская делегация привезла в подарок лучшим производственникам радиоприемники завода «Мосприбор» «Звезда-54». А после их отъезда в Братске заработало движение тренеров на общественных началах. Одним из них был слесарь-монтажник Анатолий Шамайкин. «Еще будучи токарем завода им. Куйбышева в Иркутске, – пишет газета, – он посещал секцию бокса добровольного спортивного общества «Авангард». Не раз уходил с тренировок битым, но не сдавался. В армии занял второе место по военному округу. А теперь в Братске на безвозмездной основе тренирует коллег и школьников».
Первый городской фестиваль талантов прошел в Братске с 1 по 9 июня 1957-го. Тысячи рабочих, инженеров, домохозяек приняли в нем участие. С этого времени и до начала 90-х годов в Братскгэсстрое закрепилась традиция смотров художественной самодеятельности. А непосредственно в 1957-м в числе делегатов фестиваля в Москву поехал Алексей Шохин. За два года до этого он, старший прораб Падунского СМУ, выпускник МИСИ, не имея музыкального образования, но обладая незаурядными организаторскими способностями, создал на стройке хор. Вместе с Шохиным строителей Братской ГЭС на фестивале представили в столице шофер Виктор Карцев, бетонщик Владимир Николайчук, плотники Александр Белоусов и Степан Жербун, экскаваторщик Дмитрий Сережкин, механизатор Лев Паленов. Возглавил нашу делегацию секретарь комитета ВЛКСМ стройки Евгений Верещагин.
Стиляги
Пока Москва принимает Всемирный фестиваль, в Братске не устают работать над повышением культуры досуга и через газету осмеивают «грязные танцы» стиляг. «Над Пурсеем опустилась суббота, в клубе «Комсомолец» танцы. Веселые пары нежно и спокойно кружат в вальсе. Меняется музыка, и вот уже выделывают сложные «па» любители бальных танцев. У стены на стульях сидят два дружка – Стасик Лядов и Вадик Кондрашов. Они явно скучают, с тоской косятся на баяниста, словно ожидая, когда же тот перестанет «пилить». Однако баянист не выпускает инструмент. Дружкам же хочется потанцевать под принесенную пластинку. Наконец, радиола «изрыгнула» звуки фокстрота «Стамбул». Оживился Лядов и вместе с Вадиком ленивой, раскачивающейся походкой они идут в круг танцующей молодежи.
Оказавшись в массе, парни начинают неистово «бацать» под сомнительного происхождения музыку. Но… вскоре вокруг них образуется пустота. Танцующие рабочие предупредительно отходят подальше, особенно девушки. Боже, избавь чьей-нибудь ножке попасть под каблук массивных туфель обезумевшего от ритма Стасика. На Лядове ковбойка в крупную клетку, узкие, дудочкой, штанины брюк плотно облегают ноги. Прическа у него а-ля Монтан, т.е. спереди волосы спадают на лоб, а на затылке взбиты хохолком. Его дружок выглядит скромнее, но тоже с претензией «на стиль». Другие танцующие посматривают в их сторону то с неприязнью, то с ироничной улыбкой. Друзья-стиляги продолжают выделывать ногами замысловатые фигуры.
После танца, едва отдышавшись, они опять садятся на стульчики. К ним тут же подходит смелый парень и предупреждает: «Если и дальше будете танцевать так, сфотографируем и пошлем снимок в газету «Советская молодежь». «Подумаешь, устрашил, – отвечает Стасик Лядов, закинув ногу за ногу. – Фотографируйте». Правда, делать этого никто не стал. Зато все зашушукались, мол, чего этому Лядову не хватает: рабочий парень, на руках мозоли, а ноги «выделывают» под чужую музыку неизвестно что.
Настроение двух дружков было испорчено. Посидев еще немного, Лядов и Кондрашов демонстративно покинули клуб. Уходя, они многозначительно бросили: «Нас здесь не поняли». И не поймут».
Аналогичные случаи «продергивают» «Огни Ангары» на своей сатирической странице «Падунский крокодил». Теперь ее дополняет и «Комсомольский корчеватель». Его выпуски готовит комитет комсомола строительства Братской ГЭС, он призывает под корень истреблять случаи бюрократизма, лени. Просит не проходить мимо разгильдяев, пьяниц и тех, кто прячется за спины товарищей.
То строить, то сносить
Пройдут годы, и газета на своих страницах начнет методично, со ссылкой на решение городских властей, разъяснять жителям двухэтажек Падуна и Энергетика необходимость сноса сараев-дровяников. С годами они стали хранилищем ненужного хлама, источниками пожаров и просто портили облик города. А за 40 лет до этого та же газета радела за строительство дровяников. «Вот уже четвертый месяц жильцы домов №№ 21-27 на ул. Енисейской в правобережном поселке добиваются, чтобы им построили сарайки. Они положены по проекту для хранения дров при каждом сдающемся доме. Скоро придет пора заготовки дров на зиму, но жителям указанных домов негде хранить твердое топливо. Недолго будут отапливать дровами свои жилища горожане. Вот построим ГЭС и тогда…».
Заветную мечту по строительству гидростанции приблизил пуск ЛЭП-220 Иркутск-Братск. Восьмого декабря 1957-го линия сдана в постоянную эксплуатацию. Строительные площадки Братска получили электроэнергию Иркутской ГЭС. Эта стройка, растянувшаяся на 628 километров по тайге и болотам, собрала под своими знаменами свыше двух тысяч человек. За два года и три месяца вместо четырех лет по плану справились с заданием лэповцы, проявив не только новаторство и творческую инициативу, но и завидное мужество. Многие строители «трассы мужества» и сегодня в строю. Пусть это строй ветеранский, но и там лэповцы в первых рядах.
Алла ТИРСКИХ
(Продолжение следует…)
|