Сентябрь выдался богатым на события. Город опять «засветился» на всю страну в связи с задымлением от лесных пожаров, пришедших из Братского района. Кроме того, Братск пережил непростые выборы депутатов Государственной Думы. А еще областное правительство сделало «подарок» всем льготникам, «срезав» у них бесплатные поездки на общественном транспорте.
Все это случилось на фоне непростых взаимоотношений между городской администрацией и областной властью. Безусловно, все эти события окажут определенные последствия на дальнейшую жизнь братчан и жителей района. О том, что в череде этих событий осталось скрыто от глаз простого обывателя, в минувшую пятницу «Знамени» подробно рассказал мэр города Сергей Серебренников.
- Здравствуйте, Сергей Васильевич! Вначале хотелось бы поговорить о новом постановлении областного правительства, ограничивающем с 1 октября 2016 года льготные поездки на городском и пригородном транспорте для соответствующей категории граждан. В редакцию «Знамя» уже начали поступать звонки, люди недоумевают от такого подарка ко Дню пожилого человека. Какая позиция по этому вопросу у городских властей?
- Надо понимать, что подобные решения целиком и полностью в компетенции областного правительства. Однако уже сейчас не только в «Знамя», но и в администрацию города поступает много жалоб и нареканий со стороны льготников. Люди считают несправедливым именно то, что ограничивается льготное количество поездок до 30 в месяц. Поэтому я принял решение написать письмо губернатору Иркутской области с просьбой пересмотреть это постановление. Направить аналогичное письмо сегодня решили и депутаты Братской городской Думы. Я знаю, что свое недовольство этим постановлением выразили власти Иркутска и Ангарска. Будем надеяться, что нас услышат в правительстве, и в постановление будут внесены изменения.
- Это постановление возмутило и самих жителей, и администрации Иркутска, Ангарска, Братска – трех крупнейших городов области. Неужели с вами не посоветовались, когда готовили такое решение? И почему только 30 поездок, а не 40 или, например, 60? Вам прислали какое-то разъяснение по этому решению?
- Про другие города не скажу, но с администрацией Братска никто не советовался, это точно! Да и пояснений никаких мы не получили. Само постановление применимо для министерства социальной защиты, в их компетенции компенсация этих льгот, а до нас уже довели директиву, что из областного бюджета будет оплачиваться только 30 поездок по городу. И что каждому льготнику нужно выдать специальную книжечку с отрывными талонами, чтоб кондукторы собирали их и считали. Вот такая технология предлагается.
- Вы сказали, что необходимо пересмотреть постановление. А каким, на ваш взгляд, должно быть оптимальное решение по компенсации льготных поездок?
- Мне кажется, что необходимо собрать рабочую группу с участием представителей всех муниципалитетов и найти оптимальное решение, которое бы устроило всех, а уже затем претворять его в жизнь.
На мой взгляд, это вопрос социальной справедливости. Неужели наши старики не заслужили того, чтобы передвигаться по городу бесплатно? Самое простое решение – это оставить, как было раньше, 50 городских поездок. Но я бы предложил считать по факту: сколько человек наездил, столько и надо компенсировать. При этом я понимаю, что мы – наши муниципальные автотранспортные предприятия, могут даже потерять от такого решения, потому что может случиться так, что по факту люди будут ездить меньше, чем при новой системе. И, тем не менее, повторюсь – это вопрос справедливости.
- Скажите, есть уверенность в том, что ваши обращения к губернатору помогут изменить ситуацию?
- Алексей, я скажу так: очень хочется надеяться, что будет услышан голос каждого, в том числе и Братска.
- Сергей Васильевич, давайте теперь поговорим про пожары. Фактически весь сентябрь Братск находился в дыму от лесных пожаров. Администрация города информировала нас, что дым идет с севера Иркутской области: с Усть-Кутского и Качугского районов. Но когда в Братск прилетел глава регионального МЧС Диденко, выяснилось, что дым идет еще и из Братского района, а также из прилегающих к городу территорий. Как так получилось? Вы не контролировали ситуацию или что-то поменялось к тому времени?
- Принципиально никаких изменений не было. Но карта лесных пожаров, конечно, менялась – это зависит от многих факторов, от направления ветра, от работы различных служб и т.д. Вот у меня на столе лежат ежедневные снимки космомониторинга, по ним видно, что еще с августа дым по северной территории области занимает очень большие площади, к началу сентября – это уже десятки и даже сотни километров. И изначально он пришел к нам с Усть-Кутского района. Вспомните август. В городе состоялись соревнования по плаванию на открытой воде. Все было в дыму, не было видно, кто стоит в пяти метрах от тебя. А позже, когда «разгорелся» Братский район, все это усилилось. И в самом городе мы стали фиксировать по 8-9 возгораний в сутки! Погода стояла сухая, гроз не было, и это говорит о том, что это однозначно работа людей. Не исключаю и умышленные действия, есть у нас в городе еще те, кто заинтересован в нагнетании напряженности.
Я уже неоднократно говорил, что администрация Братска не может заниматься тушением лесных пожаров в других территориях. Мы по закону не имеем права тратить деньги братских налогоплательщиков на решение проблем в других регионах. Кроме того, у нас попросту нет таких ресурсов. Поэтому я и обратился с письмом к губернатору. Специально для этого поехал в Иркутск. Там проходило заседание штаба по тушению пожаров. Работа штаба заключается в том, чтобы координировать в этом плане работу муниципалитетов. Все они находятся на связи и докладывают обстановку на местах. Я принял участие в работе этого штаба, хотя меня там не ждали. Посмотрел обстановку, узнал, что весь север горит, и попросил МЧС подключиться к тушению пожаров, потому что к тому времени уже очень сильное задымление надвигалось на Братск.
- А что вам ответили на штабе?
- Сказали: «Будем принимать меры».
- Вы ощутили, что реальные меры принимаются?
- Не ощутил. Если бы меры принимались, к нам бы не прилетел генерал МЧС. Честно – работа правительства в сложившейся ситуации была организована слабо. В свое время, когда я работал в областном правительстве, я занимался этими вопросами и знаю, как система должна работать, кто и за что должен отвечать.
Как мэр Братска, я ни в коем случае не снимаю с себя ответственность за задымление в городе. Но еще раз повторю: братчанам тушить пожары в Братском, Качугском, Тайшетском, Нижнеудинском районе просто невозможно.
Не все знают, но в таких ситуациях не может быть никакой самодеятельности. Все действия чиновников регламентированы законом. Есть планы реагирования в таких ситуациях, есть полномочия комиссии по ЧС, решения которой обязательны к исполнению для всех. У нас есть Братский городской лесхоз с коллективом, техникой. Есть службы МЧС – пожарные, есть агентство лесного хозяйства. Все они подчиняются правительству Иркутской области. Их прямая обязанность – заниматься контролем противопожарной ситуации в лесу и тушением пожаров.
Когда, например, что-то загорается в черте города, на это реагирует Братский городской лесхоз, выезжают пожарные и, если надо, мы подключаем добровольцев. Так, собственно, и было в городских лесах. В конце концов, есть Единая диспетчерская служба, куда стекается вся информация об обстановке в городе, о происшествиях, чрезвычайных ситуациях. Информацию из ЕДДС мы получали своевременно, и оперативно реагировали на нее.
- Вы сказали, что хорошо знакомы с системой. А как вы оцениваете уровень технического оснащения тех служб, которые обязаны тушить пожары? Так, на одном из брифингов руководитель местной пожарной части рассказал, что возгорание на сопке Солдатской пожарным приходилось тушить вручную, чуть ли не таская туда воду ведрами.
- Я был там во время тушения, это действительно так! У сопки очень большой уклон, около 45 градусов. Техника туда просто не пройдет. Поэтому пожарные использовали емкости, канистры и заливали огонь вручную. Это героический труд, мы все должны быть им благодарны. К сожалению, своих вертолётов и самолётов у нас нет. Два самолета Бе-200 и два вертолета МИ-8 для тушения пожаров в Братском районе и мониторинга ситуации прислали сюда от МЧС, когда на территории района и в городе уже был введен режим чрезвычайной ситуации.
- В Братск прилетел глава регионального МЧС Сергей Диденко и, по сути, за неделю разобрался с пожарами. Он такой крутой специалист или дело в чем-то другом?
- Он, безусловно, большой профессионал своего дела. Но тут еще и вопрос полномочий. Так, например, решение городской комиссии по ЧС не распространяется на Братский район, где и бушевали основные лесные пожары. А у генерала такие полномочия есть. Он прилетел, объявил в Братском районе ЧС, скоординировал работу всех служб, увидел, чего не хватает, и вызвал сюда технику и людей.
- Ситуация, которая запутала горожан: комиссия по чрезвычайной ситуации вроде как относится к Братскому району, но заседает в городской администрации. При этом самого мэра Братска на заседаниях нет. Как такое возможно?
- На самом деле, первое заседание КЧС генерал провел в администрации Братского района. Но там для эффективной работы комиссии не хватило технического оснащения. И генерал обратился к нам за помощью. Мы предоставили зал, оборудование, чтобы была возможность в онлайн-режиме работать с Иркутском, с региональным центром МЧС, с Москвой.
Что касается моего присутствия. Хочу сразу развеять все домыслы, и скажу так, как было на самом деле. Я, как и все, обычный человек, и так случилось, что именно в эти дни приболел. Пару дней отлежался и снова был на работе.
Уже здесь, встретившись с Диденко, мы подробно разобрали работу администрации Братска в сложившейся ситуации, он сказал мне, что серьезных замечаний к нам у него нет, и мое участие в КЧС не обязательно, дословно: «мэр занимайся городом». На комиссии город представляла Ирина Басаргина. И надо отметить, что со своей работой она справилась отлично.
- И все-таки, Сергей Васильевич, в чем основная причина такого количества лесных пожаров?
- Я считаю, первая причина в том, что в лесах нет хозяина. Они поделены на муниципальные и государственные, часть лесного фонда находится в аренде у частных структур. И каждый по мере возможностей отвечает только за свой участок. А пожар – он не разбирает, где чей лес.
Существует государственная структура – авиалесоохрана. Именно она во время пожароопасного периода должна выходить на авиапатрулирование и выявлять места возгорания. И чем раньше будет выявлен пожар, тем раньше туда будут направлены силы и средства для его тушения. Так должно быть. Такую работу скоординировать, конечно. трудно. Это сложный механизм, но достаточно его правильно настроить – и все будет работать. Но если где-то оказывается сбой, то мы получаем то, что было во время режима ЧС.
Вторая причина – человеческий фактор. Сегодня у многих любителей охоты и рыбалки есть возможность забраться далеко в тайгу. Впрочем, не надо даже далеко заезжать. Кажется, люди должны любить природу и бережно относиться к ней, но, увы, это не всегда так. Вот небольшой пример: когда усилилось патрулирование на лесных дорогах, в один из дней в лес не пустили около 2 000 человек и 450 единиц автотранспорта. И такая картина наблюдалась на протяжении нескольких дней. Патрули не пускали людей и автомобили в лес. Но они все равно, несмотря на особый противопожарный режим и режим ЧС, туда ехали. Я считаю, что активное патрулирование и заградительные посты также сыграли свою решающую роль, и очагов возгораний стало меньше.
- Оставляя тему пожаров, давайте поговорим о состоявшихся выборах в Государственную Думу, тем более, что во время предвыборной агитации в городе временами тоже дурно пахло, на этот раз различными «черными» политтехнологиями. И, тем не менее, выборы состоялись. Вас, как градоначальника, удовлетворяют результаты?
- Что касается персоналий, то для города очень хорошо, что мы имеем депутата-братчанина в Госдуме. Горожане поддержали Андрея Чернышева, депутата Законодательного собрания Иркутской области от 11-ого избирательного округа, в который входит Правобережный округ Братска. По спискам партии «Единая Россия» от региона прошел Николай Николаев, представитель ОНФ, который не раз бывал в Братске, вникал в наши проблемы и помогал их решить. Так что результатом я доволен. Считаю, что таким выбором братчане поддержали нашего национального лидера, президента страны Владимира Путина. Это значит, что жители Братска поддерживают его курс, нацеленный на сохранение мощного государства и его развитие. И никакими «черными» технологиями против представителей партии «Единая Россия» их уже не запутать. А вот относительно явки, то тут Братск вряд ли может особо похвалиться. К сожалению, электоральная активность населения снижается, и причин тут масса.
- Вы уже знаете, как будете строить работу с избранными депутатами?
- У нас эта работа отлажена уже не первый год. Выглядит это примерно так: примерно два раза в год за круглый стол мы приглашаем сенатора Виталия Шубу, депутатов Законодательного собрания, представляющих в областном парламенте интересы Братска, а также руководителей подразделений администрации города – комитетов по градостроительству, жкх, департаментов образования, культуры, спорта и т.д. Мы готовим доклады по состоянию в этих отраслях, а также и в городском здравоохранении, которое сейчас напрямую подчиняется региональному министерству здравоохранения. И мы говорим о том, что нам нужно для того, чтобы эти отрасли развивались. В какие программы нам нужно попасть, какие проекты у нас есть, какие проекты мы должны выдать. Каждому депутату передаем свои пожелания, и во время следующей встречи они нам докладывают о том, как продвигается решение наших проблемных вопросов. Кроме этого, с каждым из них у нас выстроились хорошие рабочие отношения, и мы, конечно, работаем с ними индивидуально, встречаемся, обсуждаем новые вопросы. Получаем от них поддержку. Это очень эффективная работа. Благодаря такому взаимодействию, в прошлом году мы смогли решить целую массу проблем. Теперь на такие рабочие встречи мы будет приглашать еще двух наших депутатов Государственной Думы – Андрея Чернышева и Николая Николаева. Тем более, что очень часто в решении того или иного вопроса требуется участие федерального центра.
- Вы являетесь главой Братского отделения партии «Единая Россия». Как партийное руководство оценило результаты выборов в городе?
- Оценило достаточно высоко. Ведь в Братске результаты «ЕР» выше, чем в других городах области с такой же численностью населения.
- Скажите, сегодня членство в «Единой России» помогает вам решать городские проблемы на уровне Иркутской области? Или мешает, учитывая то, что у нас губернатор - коммунист?
- Сложный вопрос. Раньше Братск всегда участвовал во всех областных программах. А наши проблемы мы шли решать напрямую к губернатору или к министрам. Сегодня же центр принятия решений и влияния сместился на Законодательное собрание региона. За советом и помощью мы идем к депутатам «Единой России», потому что это партия реального большинства. При этом у нас абсолютно нормальные рабочие отношения с ЛДПР. И вообще со всеми партиями есть рабочий контакт, кроме КПРФ. Мне кажется, что и отношения с правительством у нас потому и не складываются, что всех нас поделили на красных и чужих.
- А правда, что губернаторская критика реализации программы по переселению из аварийного и ветхого жилья в Братске – это «эхо той самой войны»?
- Алексей, я против таких формулировок, как «война», «противостояние» или «конфликт». Может быть, кто-то и хочет войны с кем бы то ни было, я же работаю для того, чтобы решать городские проблемы. Что касается программы по переселению, то прошло уже почти два месяца с момента закрытого заседания правительства, где я докладывал по ситуации в Братске. Там речь шла об увеличении финансирования, ведь нам, северянам, крайне не хватает денег на реализацию этой программы. Однако до сих пор по Братску никакие решения не приняты. На этой неделе я написал письмо губернатору и председателю правительства, где попросил всё-таки исполнить решение закрытого заседания правительства в части Братска. Программа в городе реализуется. Сегодня практически все необходимые объёмы жилья расписаны, что и где строится. Недостающее жилье покупаем на вторичном рынке. Мы купили уже много квартир, которые продавались в городе Братске и которые подходят нам по метражу. И мы все делаем так, как спланировали.
Вопросы задавал Алексей ВАСИЛЬЕВ
|