Анастасия Николаевна – именно так официально обращаются к этой девушке на ее работе, которая скорее похожа на студентку, чем на учителя начальных классов. Анастасия Ильюшенко работает учителем в братской школе № 37 второй год. В канун Дня учителя мы расспросили её о том, что подвигло ее пойти работать в школу, с какими проблемами чаще всего сталкивается молодой педагог и как выстроить отношения с родителями детей, которые старше тебя в два раза?
- Анастасия Николаевна, обычно образ учителя ассоциируется со взрослой, строгой женщиной с указкой и в очках. Вы же совершенно не подходите под это описание. Как вы решили стать учителем?
- Моя мама тоже учитель – начинала работать в начальных классах, сейчас преподает у старшеклассников черчение. То есть, ее пример всегда был перед глазами. Я всегда видела, что это «живая» профессия. Поэтому поступила в наш педагогический колледж. И в прошлом году, сразу же после окончания учебы, меня взяли на работу в 37-ю школу.
Мне нравится такой образ жизни, когда вокруг дети. И даже если настроение плохое или дома проблемы, они прибегают, начинают рассказывать свои истории – и сразу забываешься. Не представляю себя на другой работе, например, в офисе с кучей бумаг. Еще работа учителем – это, конечно же, определенные государственные гарантии и стабильность.
- Вам 22 года. Естественно, что родители ваших учеников старше вас. Нет ли с их стороны предубеждения насчет вашего профессионального опыта? Не возникают ли конфликтные ситуации?
- Помню, как перед первым родительским собранием у меня тряслись ноги, голова шла кругом. Мне тогда был 21 год. Всё думала, как я могу их убедить в чем-то? Родители же видят, что перед ними молодой учитель без опыта.
Но мне повезло, я как-то сразу нашла с ними общий язык. Тем более, родители прекрасно знают своих детей и понимают, какие могут быть с ними проблемы. Они выслушивают, принимают меры, отвечают взаимностью, стараются мне помочь. Родители учеников активные, подсказывают идеи, не отказывают, если их попросить о помощи в организации, например, похода на спектакль. К счастью, у нас не было конфликтов.
- Помимо проведения самих уроков, что еще входит в обязанности учителя?
- Надо подготовиться к урокам, написать план, найти интересный материал, составить презентации, чтобы не давать однотипные задания. Также я стараюсь проверять каждый день тетради, чтобы не накапливались. Вообще, проведение контрольных работ, тестов – все это требует много времени и сил. Помимо того, что я провожу уроки у детей, я еще являюсь их классным руководителем, а это отдельная ответственность: дополнительные документы, ведение журнала, организация внеклассных мероприятий.
На мой взгляд, учителей загрузили работой с отчетами. Если бы нас освободили от этого, мы могли бы больше времени уделять детям.
- Некоторые родители считают, что образованием должны полностью заниматься школьные учителя. Как вы относитесь к такому подходу?
- Да, есть родители, которые действительно считают, что раз отдали ребенка в школу, то пусть там им и занимаются. Я считаю, что перекладывать всю ответственность на учителей тоже неправильно. Только совместными усилиями можно воспитать и обучить ребенка.
Не стоит забывать, что в первую очередь, родители ответственны за своего ребенка. Школа может научить писать, считать, читать, то есть, дать знания. Но если они не будут помогать им выполнять домашние задания, то ребенка можно просто упустить.
- Образовательные программы часто меняются. Родители говорят, что даже им иногда тяжело выполнить домашнее задание…
- Есть такое. Например, сейчас с начальных классов дети уже изучают английский язык и информатику. Раньше эти предметы вводили с 5 класса, и детям было проще воспринимать и усваивать информацию, так как они были постарше. К тому же сейчас обязательная учебная суббота. Мне кажется, что для малышей это перебор. Начиная с 5-6 классов уже можно вводить учебную субботу.
- Легко ли молодому учителю работать с современными детьми?
- Мне легко. Возможно, потому, что это еще совсем дети. Они смотрят на тебя, берут пример, ты для них авторитет. Многие родители рассказывают, что при выполнении домашних работ дети настаивают на своем со словами: «А нам Анастасия Николаевна так сказала делать».
Я не представляю, как молодые педагоги выходят работать сразу со старшими классами. Восприятие у школьников молодого учителя и опытного совсем другое. Думаю, что, наверное, не смогу работать со старшеклассниками. К подросткам нужен особый подход, и уж точно - опыт. С малышами работать легче, по крайней мере, потому, что они более послушные.
А вообще, даже сравнивая с собой в их возрасте, могу сказать, что сейчас дети более развитые. Всю информацию в основном берут в интернете или по телевизору. И это, кстати, не всегда плохо. Бывает, что дети мне рассказывают о чем-то новом, чего я не знала. Можно даже сказать, что сама учишься чему-то вместе с детьми. Такие ситуации стимулируют к развитию, чтобы на любой вопрос, который они тебе задают, у тебя был ответ. А вопросы у детей бывают очень непредсказуемые.
Единственное, что за ними нужен глаз да глаз в плане дисциплины на переменах. Только отвернулся, уже идет с разбитым носом. У меня еще в классе дети такие подвижные, большинство мальчиков, угомонить их и успокоить тяжело. На уроке сидят спокойно, а на переменах не расслабишься.
- Работа не накладывает отпечаток на отношения в семье?
- Первое время так и было. Иногда не могла договориться с учениками, домой приходила и «нервы показывала». Считайте, новая работа, опыта нет, нигде до этого не работала – стресс. Конечно, как и многие, думала: «Зачем я вообще пошла работать в школу?». Но меня мама поддержала, говорила, что это только поначалу так тяжело. Муж обижался, что мало времени ему уделяла, а теперь привык. Возможно, его успокаивает, что я скоро уйду в декретный отпуск (смеется). А вообще жалко с детьми будет расставаться. Понятно, что это временно, но это мой первый класс. Я к ним привязалась, они ко мне привыкли. Страшно оставлять их кому-то, хотя знаю, что попадут в надежные руки.
- Зарплата учителя достойная?
- Зарплата учителя зависит от нагрузки, проверки тетрадей, наличия классного руководства, категории, проведения мероприятий, участия класса в мероприятиях. Мы зарабатываем баллы, которые потом переводятся в рубли. Скажем так - для Братска моя зарплата находится на среднем уровне.
- Нередки стали ситуации, когда учителя становятся участниками какого-нибудь скандала. Например, девушка-педагог, которая снялась в откровенной фотосессии для рекламы нижнего белья, подверглась критике. Учитель имеет право на такую личную жизнь?
- Могу ответить только за себя. Я бы себе такого не позволила, потому что лично мне было бы стыдно. Я работаю в школе учителем, ученики берут с меня пример, я несу ответственность за ребят перед родителями. Если ты выбрал эту профессию, то должен соблюдать определенные грани. Если дети узнают про меня подобное, что они будут думать, говорить, какой пример я им подам?
Вопросы задавала Олеся КЛЕШКОВА
|