Свой юбилей в начале этой недели директор Братской ГЭС Андрей Вотенев встретил на рабочем месте. С утра, работая с документами в электронной почте, он буквально секунды вырывал для того, чтобы принять поздравления. Звонили коллеги с филиалов ПАО «Иркутскэнерго», руководители предприятий Братска, депутаты. Не позабыли усть-илимцы, где до Братска он возглавлял ГЭС.
Ответил Андрей Анатольевич и на звонок нашей редакции. Поздравив и поблагодарив директора за многолетнее сотрудничество со «Знаменем», мы особо подчеркнули такие его качества, как демократичность и огромное желание пропагандировать величие, достижения Братской ГЭС, вклад ветеранов и сегодняшнего персонала в стабильную работу самой яркой «жемчужины Братска».
Открыт и понятен
Действительно, с каким бы вопросом для газеты и в какое бы время ни обратился к Вотеневу, всегда ответит, объяснит, покажет. Как интеллектуал, подберет новые метафоры или определения. Так, недавно говоря о реконструкции главного щита управления Братской ГЭС, сказал, что станция пережила серьезную операцию на сердце. Как человек с врожденной инженерной жилкой, он с упоением и гордостью готов вещать о последних технических переменах. Сегодня здесь в рамках плановой программы модернизации ведется замена микропроцессорной техники в защите релейных систем автоматики, системы измерений, сигнализации. Впереди замена кабельных линий на 10 блоках 220 кВт.
Стабильно работает и успешно развивается Братская ГЭС. Они – директор и станция – почти ровесники. Братская ГЭС меньше года назад отметила свое 55-летие. Их пути пересеклись в 1986-м. Хотя по логике вещей, легендарная Братская ГЭС, к тому времени уже наработавшая солидную цифру киловатт-часов электроэнергии, и перспективный, «краснодипломный» выпускник Алма-Атинского энергетического института Андрей Вотенев, в отечественной энергетике могли существовать параллельно. Но все решил случай.
Образован и настойчив
При институтском распределении он отказался от всех заманчивых предложений. Понимал, что всерьез профессиональная карьера может начаться после службы в армии, поскольку военной кафедры в вузе не было. Так и вышло: до призыва три месяца проработал в Восточном Казахстане в электрических сетях «Алтайэнерго» инженером высоковольтных испытаний. А в армии подружился с братчанином.
К тому времени в азиатских республиках бывшего СССР уже начинались политические и национальные волнения. Родители Андрея (его отец был военным) из Алма-Аты уже перебрались в Узбекистан. Ему самому нужно было определяться. Так место жительства друга стало и его жизненной пристанью. Через много-много лет Вотенев пошутит, мол, будь армейский дружок из других мест, я бы туда поехал. Но это именно шутка, сегодня вне Братска он себя не представляет, хотя шесть лет довелось проработать на Усть-Илимской ГЭС.
В отличие от первопроходцев Братска, которые, посвящая в свою биографию, обязательно подчеркнут, что начинали здесь с палаток, Андрей Вотенев начинал с гостиницы. Около месяца, каждое утро выходя из «Туриста», он покорял предприятия энергетики в Падунском округе. Северные электрические сети, УГЭ «Братскгэсстроя», завод отопительного оборудования – везде были готовы взять дипломированного специалиста с армейской закалкой.
Честен и последователен
Но прежде, по всем традициям трудоустройства на Братскую ГЭС, ему пришлось иметь профессиональную беседу с директором. Иван Федорович Устинов в строгом костюме при наградных колодках с пристрастием изучал молодого спеца не только на умение крутить гайки зимой на высоте 11 метров, но и на честность. Когда спросил Андрея, сможет ли тот выполнить сварку на лопасти рабочего колеса турбины, тот честно ответил, что сварному делу не обучен. На работу его приняли.
В бригаду по ремонту оборудования ОРУ-500 грамотный парень вписался быстро. Теоретическими знаниями не кичился, зато практические навыки с рвением черпал у опытных профессионалов М. Мубаракшина, Э. Чупина, В. Лукомского. Учился у них и взаимодействию с людьми… А когда сам себе сдал экзамен на способность оперативно реагировать на ситуацию, встраиваться в работу команды, посчитал себя готовым принять предложение руководства станции и пройти экзамены для работы в составе оперативного персонала.
И этот отрезок карьеры директор Братской ГЭС венчает именами тех, кто был рядом, кто делился знаниями и навыками. Может, в этом секрет неустанного внимания директора Братской ГЭС Андрея Вотенева к ветеранам станции. Им здесь привет и почет, прием и поклон. Андрей Анатольевич считает себя обязанным отчитаться о сегодняшних производственных буднях перед теми, кто когда-то запускал станцию.
Он вспоминает время, когда здесь не существовало еще цеха релейной защиты и автоматики, как сейчас. Была только электротехническая лаборатория. Там люди и работали, и умные книги успевали писать. Например, Борис Гессе подготовил учебник по эксплуатации тиристорных систем возбуждения генераторов. Разработки этого инженера применяли специалисты не только отечественной, но и зарубежной электроэнергетики.
И вообще на базе Братской ГЭС проводилось много научно-практической работы, экспериментов, в результате которых можно было проверять серьёзные расчёты на практике. Потом эти данные вносились в регламенты и ГОСТы Минэнерго СССР. Поскольку в студенческие годы А. Вотенев активно занимался научной работой, ему особенно ценно то, что досконально изучалось и проверялось практикой.
Памятлив и благодарен
Вспоминая наставников, Андрей Анатольевич обязательно отметит их непростые человеческие судьбы. Тот же Борис Гессе, как сын «врага народа», репрессированного и расстрелянного немецкого учителя, в малолетнем возрасте с матерью и сестрами из Псковской области был сослан в Сибирь. Не сломался, выжил, стал выдающимся энергетиком. Жестоко сталинский режим прошелся и по семье другого легендарного инженера Братской ГЭС Бориса Цетлина. И в этом случае перед памятью своих родителей человек состоялся как гражданин, специалист, патриот.
Общение и возможность работать рядом с такими людьми Андрей Вотенев считает подарком судьбы. Сегодня его профессиональные учителя в большинстве своем пенсионеры, иных и вовсе нет с нами, но жива память. Благодарен Андрей Анатольевич Александру Совертокину, Степану Говорхину, Александру Воробьеву за совместную работу. Рад, что Ирине и Сергею Георгиади, Александру Тимохину, Игорю Грибанову, Анатолию Шкатову, Виктору Рудых и еще многим другим коллегам у него есть возможность сегодня сказать «спасибо».
В оперативном цехе Андрей Вотенев прошел ступени дежурного машиниста гидроагрегата, начальника смены цеха. Затем вернулся на ОРУ. Здесь в качестве старшего мастера вместе с недавно пришедшим на станцию А. Сушко Вотеневу пришлось поднимать участок по ремонту генераторов, собственных нужд и кабельного хозяйства. Меняли кадровую расстановку, наводили исполнительскую дисциплину, выстраивали четкую цепочку взаимодействия всех звеньев участка. Когда были отработаны все эти задачи, Сушко остался на участке за старшего, а Вотенев стал заместителем начальника электроцеха, который возглавлял Зиновий Романив.
Тандем Романив - Вотенев – это отдельная строка биографии седьмого директора Братской ГЭС. Два льва по гороскопу, они мирно уживались как в вопросах работы цеха, так и во взаимодействии с другими службами станции. Главный фактор их отношений - это доверие. Вместе со служебными качествами Вотенев перенимал от Романива и человеческие. Прежде всего, это открытость и демократичность, ничего не имеющие общего с панибратством и попустительством. Эти качества ни тогда, ни сегодня Вотенев не приемлет.
С Романивом они были схожи и в любви к природе. Лес - их общая стихия. Зиновий Дмитриевич знал все ягодно-грибные места в окрестной тайге. Андрей Вотенев и в Забайкалье, где родился, и на Камчатке, и в других местах службы отца тоже изучал местные лесные массивы. Приучил к природе дочь и внучку. Сегодня, когда не стало супруги, это главное, что у него есть. Они да Братская ГЭС.
Алла ТИРСКИХ
|