Сегодня этот образец доэлектрической «бытовой техники» можно встретить, пожалуй, только в музее, например, в Братском городском объединенном музее истории освоения Ангары. Здесь их хранится более 100 штук, все разного объема и формы.
А все потому, что удивительный предмет русского быта уже лет 50 как вышел из моды и даже если он найдется у кого-нибудь дома, то электрический. Между тем, раньше невозможно было представить ни один дом, ни одну семью без этой принадлежности домашнего хозяйства, олицетворяющего уют, достаток, благополучие. Он красовался на почетном месте, входил в приданое невесты, его передавали по наследству. В трудные годы коллективизации при раскулачивании отбирали не только зерно, скот, но и его. А в Великую Отечественную их, по распоряжению правительства о сборе цветных металлов, сдавали в лом.
САМОВАР! Несмотря на народную популярность и любовь, это совсем не русское изобретение. Подобные устройства были известны еще в глубокой древности: римляне в наполненный сосуд бросали раскаленный камень и пили горячую воду. А в Китае вообще был прибор, очень похожий на самовар, имеющий трубу и поддувало. Правда, в нем подавали супы и бульоны.
В XVIII веке на Урале и в Туле появились самовары-кухни, в них тоже варили пищу и сбитень, любимый напиток Древней Руси, а в другой его части – чай. Таким образом, эти кухонные приспособления и стали предшественниками самовара, являющегося, в свою очередь, дальним родственником современной мультиварки.
Чай, завезенный в XVII веке в Россию из Азии, составил серьезную конкуренцию сбитню и до того понравился всем, что в XIX-м превратился в русский национальный напиток. Этому способствовал и холодный климат: чтобы согреться, люди выпивали по нескольку чашек чая, во время кипячения которого дополнительно обогревалось и помещение.
Сегодня трудно сказать, когда был создан самовар, но первое упоминание о нем появилось в 1745 году, после чего наступил «золотой век» самоварного дела. Самым крупным предприятием был завод Петра Силина в Московской губернии, но к 1820 году Тула стала самоварной столицей, выпускающей около 120 тысяч штук, были и другие фабрики. Каждая старалась придумать свой, отличающийся от всех самовар. Теперь мы можем судить об их устройстве и формах лишь на основании образцов, хранящихся в музеях.
- Конечно, мы не можем похвастать такими самоварами, как в Тульском музее, - рассказывает зам. директора по научно-фондовой работе муниципального бюджетного учреждения культуры «Братский городской объединенный музей истории освоения Ангары» Дарья Тюменцева, - там хранятся произведения художественного искусства. Но для муниципального музея у нас очень хорошая коллекция. В ней представлены самовары и советского производства, и старинные, изготовленные во второй половине XIX – начале XX века знаменитыми фабриками Тулы, Москвы, Урала. Самовары различаются своими формами, названия которым раньше давали в честь узнаваемых предметов. Наиболее распространенными были самовары-«банки». Есть в музее интересные, декоративные экземпляры в форме «рюмки», «дули» (груши), «вазы», а также с медалями.
Интересно, что фабриканты, получившие награды международных выставок, имели право чеканить их на своих изделиях. Это была своего рода реклама. По словам Дарьи Владимировны, такие самовары с медалями особо ценятся.
К сожалению, самовары не располагают своими собственными историями, легендами: сведения о владельцах не сохранились. Одни были вывезены экспедициями ВООПИиК в 70-х годах из зоны затопления Усть-Илимской ГЭС, другие приобретены у коллекционеров.
Самый первый самовар производства фабрики Гудкова в Туле подарил музею в 1971 году Октябрь Леонов, известный как краевед, журналист, путешественник, археолог. Октябрь Михайлович был первым секретарем Братского отделения ВООПИиК, автором идеи и основателем этнографического музея «Ангарская деревня».
И хотя в коллекции Братского музея нет самого большого, трактирного самовара, зато есть самый маленький – всего на пару стаканов воды. Он был приобретен в середине 90-х годов у Александра Семеновича Хомченко, художника-реставратора, создававшего старинные постройки своими руками.
Несколько самоваров из коллекции когда-то украшали мастерскую известного братского художника Гелия Александровича Мамилова, многогранного и талантливого человека, основная часть работ которого отражает годы освоения Сибири.
Хранятся здесь также самовары из коллекции руководителя художественного общества «Колорит», имеющего звание «Народный мастер Иркутской области», Спартака Михайловича Арбатского.
Если у вас дома есть старинный «друг семейного очага», расскажите нам его историю!
Людмила ВРЖЕЖЕВСКАЯ
|