Что мы знаем о предпринимателях и малом бизнесе? Большинству из нас кажется, что это непременно легкие деньги, дорогие машины, сплошные развлечения и ни слова о работе… Т.е. мы ничего не знаем о малом бизнесе!
А потому начинаем новый газетный проект «Как заработать миллион», в котором и расскажем всю правду о предпринимательстве. Но поговорим не просто ради получения общей информации или какого-то изобличения, а постараемся изучить вопрос сугубо в прикладном аспекте. Наши эксперты расскажут о том, насколько легко или тяжело начать свое дело в Братске; попросим известных предпринимателей города рассказать реальные истории (успешные и не очень) становления их бизнеса; спросим экономистов-практиков о том, как заработать или не переплатить в конкретных жизненных ситуациях; поговорим об ошибках, которые ни в коем случае нельзя допускать начинающим предпринимателям, ну и, конечно, будем разбирать конкретные варианты открытия того или иного своего дела. В общем, все для того, чтобы вы, дорогие читатели, смогли понять, кто такие предприниматели на самом деле и готовы ли вы лично ими стать. Должно получиться интересно.
А в качестве статьи-открытия проекта мы побеседуем, пожалуй, с одним из самых известных экономистов Братска, а по совместительству экспертом нашего проекта «Как заработать миллион» Александром Шапошниковым.
- Здравствуйте, Александр Владиславович! Очень часто можно услышать, что кризис – это шанс для некоего качественного прорыва. Для того, кто мечтает открыть свое дело, – возможность войти и закрепиться на слабеющем рынке, а для готовых предпринимателей – укрепиться на том же рынке. Однако данный кризис тем и страшен, что он экономический. Так как же, на ваш взгляд, лучше поступить: ждать лучших времен или искать возможности для прорыва именно сейчас?
- Это сложный вопрос, на который, вероятно, нет окончательно верного для всех ответа. Могу лишь посоветовать сравнивать свое представление о мире с реальной окружающей картиной: надо ориентироваться на то, что есть вокруг. Кризис – это действительно возможность, но, в первую очередь, остановиться и переосмыслить то, чем человек занимается. Для тех, кто работает не на себя – попытаться понять, насколько существующее положение дел его устраивает и можно ли что-то изменить. Для тех же, у кого уже есть свое дело, сейчас действительно время действовать: перестраиваться, искать что-то новое. Потому как в тяжелые времена слабые просто умирают.
- Тогда вопрос попроще. Как обстоят дела с развитием малого бизнеса в Братске?
- Существует несколько теорий, но я придерживаюсь мнения, что развитие бизнеса и деловой среды в целом напрямую зависит от развития самой территории, в нашем случае – города Братска. При этом в классическом понимании город – не просто инфраструктура и коммуникации, это городские сообщества, объединенные единым бытием.
Кто такие, по своей сути, настоящие предприниматели? Это креативные люди. Но таких людей по статистике не более трех процентов от общего числа жителей. А потому и городская деловая среда, и города как таковые в целом конкурируют между собой за эти 3%. Кто больше привлечет к себе этого креативного класса, тот в конечном счете выиграет. Уже сами по себе предприниматели – большая инвестиция. Ведь каждый новый бизнес, который появляется в городе, потенциально притягивает на территорию деньги через свои идеи и их реализацию. К сожалению, стоит признать, что Братск не всегда выигрывает в этой конкурентной борьбе.
- Так как же нам, на ваш взгляд, выигрывать эту конкуренцию? Как притягивать в Братск деньги?
- Ответ на этот вопрос лежит в области экономической теории. Есть несколько реальных способов привлечения инвестиций. Мое сугубо личное мнение, как классического экономиста, малый и средний бизнес будет успешно развиваться при наличии на территории крупного бизнеса. Представим себе ситуацию: в небольшой деревеньке есть придорожное кафе, которое пользуется спросом у проезжающих мимо машин. Со временем вокруг этого заведения будет появляться другой бизнес – шиномонтаж, автомойка и т.д. У нас в городе есть как минимум три крупных производства, а значит, и все возможности для развития малого предпринимательства.
Еще один способ привлечения средств – возврат денег от услуг. Предприниматель что-то производит на территории и продает в самом городе. Когда производство начинает расти, бизнесмен выводит свои товары за территорию, но при этом деньги по-прежнему возвращаются в город, потому что он живет здесь.
Другой способ – развитие уникальности территории. Бывает так, что потенциальный бизнес-проект настолько привлекателен, что деньги начинают сами приходить в город с других территорий. Это может быть природная уникальность, как, например, озеро Байкал. Это место паломничества туристов привлекает и предпринимателей. Впрочем, такая точка притяжения может быть и рукотворной.
Ну и еще один способ – непосредственно деньги самих жителей, тех самых городских сообществ, которые не прячут их в «кубышки» и банки, а вкладывают в конкретные проекты на территории. Например, в форме кооперативов. Сейчас мало кто помнит из истории дореволюционной России, но тогда, например, городские водопроводы или трамвайное сообщение строились на народные деньги. Затем выпускались акции и раздавались согласно финансовому участию каждого. В результате люди не просто получали городскую инфраструктуру, но и имели с этого постоянный доход. Понятно, что сегодня вряд ли возможна такая кооперация со стратегическими объектами городской инфраструктуры, но для открытия предприятий малого и среднего бизнеса по-прежнему существует огромный простор для творчества. В качестве примера могу привести хорошо известный в Иркутске проект «Народной сыроварни». 80 человек сбросились деньгами и создали небольшое предприятие, которое теперь приносит им определенный доход.
- Александр Владиславович, позвольте от теории перейти к практике. Вопрос, что называется, по сути нашего проекта. Давайте предположим, кто-то из наших читателей задумывается об открытии своего дела. Что самое важное при создании бизнеса: деньги, бизнес-план или что-то еще?
- Деньги, расчеты и все остальное – это инструменты. Но сейчас, пожалуй, самое главное – бизнес-идея. Это когда именно ваше дело будет работать в прибыль там, где другой бизнес не развивается. А ты, выступив со своей новой бизнес-идеей, придумал и рассчитал, например, качественно иную систему разделения труда или применил какое-то ноу-хау, сделав тем самым, в общем-то, обычный бизнес более прибыльным.
Давайте, чтобы было понятней, в качестве примера рассмотрим упомянутую выше автомойку. Предположим, открыли вы свое дело, но таких автомоек много. Однако если вы, например, совместили мойку с техническим обслуживанием автомобилей, сделали там уютное кафе и т.д. (все это и называется бизнес-идеей), т.е. создали целый комплекс, а не обычную автомойку, то это и станет вашим конкурентным преимуществом. Сейчас можно только так: кто более грамотно реализует свой проект, тот и выиграет.
- И что, в 90-х, на заре становления рыночной экономики, предприниматели тоже задумывались о разделении труда и ноу-хау!? По-моему, тогда все было значительно проще…
- Вы абсолютно правы, тогда было все совсем по-другому. В те времена это называлось «темой». Тема – это то, что в данный момент здесь и сейчас в любом случае принесет прибыль. То есть, доход будет больше, чем расходы. Вот, например, водка в 90-е была дефицитом. И люди начали ею торговать, покупали и перепродавали. Или тема – цветы. Не было в Братске цветочных магазинов, а значит, если открыть такой, то это обязательно принесет прибыль. Но эти «темы» сегодня себя уже практически изжили. Сейчас нужны бизнес-идеи. Кроме того, реализованная бизнес-идея – уже не сиюминутная выгода, это тот бизнес, который будет приносить деньги на протяжении десятилетий.
- Кстати, о деньгах. Вы назвали такой ресурс, как деньги, просто «инструментом». А между тем, я уверен, что большинство людей, задумывающихся о своем деле, убеждены: были бы деньги, а уж бизнес как-нибудь начнем…
- Давайте я поясню, почему считаю деньги инструментом, который можно привлечь, а не основой для нового дела. Буквально накануне нашей встречи ко мне приходил один мой знакомый бизнесмен и спрашивал, куда можно инвестировать 2-3 миллиона рублей. Поверьте мне, сейчас найти инвестора, который готов будет вложить свои средства в ваш по-настоящему интересный проект, возможно. Более того, эти люди сами ищут интересные проекты.
- Александр Владиславович, на мой взгляд, для начала получился очень неплохой разговор. К сожалению, газетные площади заставляют нас прерваться. О чем мы будем говорить в следующий раз?
- Мне кажется, читателям было бы интересно услышать что-то более прикладное, практическое. Давайте в следующий раз поговорим о существующих сервисах, призванных помочь начинающим предпринимателям. Таких, например, как бизнес-карта Братска, представленная на сайте корпорации малого и среднего предпринимательства. Попробуем, в том числе и с ее помощью, разобрать варианты открытия некоего малого бизнеса, например, все той же автомойки, о которой сегодня много говорили. Ну и обязательно расскажем еще что-нибудь интересное.
Вопросы задавал Алексей ВАСИЛЬЕВ
|