Подготовка к новому учебному году – это не только материальные затраты, но и серьезный стресс для многих родителей. Для многих хороших родителей. Взвалившаяся на ребенка вынужденная самостоятельность, новые нагрузки, необходимость социальной адаптации – все это пугает взрослых больше, чем самих школьников. Но бояться не нужно, считает сегодняшний гость «Знамени», известный в Братске практикующий психолог Владимир Самыкин, и предлагает родителям действовать.
- Здравствуйте, Владимир Юрьевич! Давайте попробуем сегодня разобраться в родительских страхах, связанных с Днем знаний, и предложим им некий план действий. Очень часто молодые родители испытывают настоящую панику перед 1 сентября. Пугает вынужденная самостоятельность, с которой столкнется чадо. Мысли о том, как он оделся, как поел, как добрался до школы, просто изводят. Что вы посоветуете делать в такой ситуации: продолжать опекать или предоставить самостоятельность?
- Есть такое понятие «баланс». Это когда человеку, чтобы не впадать в крайность, нужно держать равновесие. И это не просто. Гораздо легче впасть в какую-нибудь крайность. К сожалению, определенная часть родителей, я их называю «мамаши», склонны к тому, чтобы детей своих чрезмерно опекать. Не будем пока говорить о причинах, почему это происходит. Но, как правило, излишняя забота приводит к плачевным результатам. Особенно подобная гиперопека губительна для мальчиков. Встречали, наверное, таких мужчин 30, а то 40 лет, которые к самостоятельной жизни совсем не приспособлены и ничего, кроме иронии со стороны окружающих не вызывают.
Безусловно, определенные страхи у любых нормальных родителей должны быть, но главное, чтобы это беспокойство не перегружало жизнь. Школа и в особенности первый класс – своего рода дверца во взрослую жизнь, которую ребенок на этом возрастном этапе должен пройти самостоятельно.
В школе ребенок сталкивается с другими детьми разных возрастов с 1 по 11 класс, с педагогами и видит, что здесь появляются определенные правила, порядки. То есть он включается в процесс социализации. И если взрослые будут ему мешать излишней опекой, то этот процесс интеграции во взрослую жизнь может пройти неправильно. А здесь велик риск различных отклонений, которые могут привести к определенным последствиям в дальнейшем. Если не вдаваться в подробности, излишняя опека может привести к несамостоятельности, эмоциональной незрелости, инфантилизму, желанию и стремлению перекладывать ответственность на других людей, когда вокруг «все виноваты, а я нет».
А что касается бытовых проблем, то их надо решить на семейном совете, сесть и подумать, кто разбудит ребенка, кто поможет накормить. Все бытовые проблемы решаемы. Есть родственники, есть друзья, которые могут поделиться опытом. Есть психологи, к которым можно обратиться. Есть интернет в конце концов.
- Предположим, эти проблемы мы решили, ребенок благополучно добрался до школы. Начинаются взаимоотношения детей в самом учебном заведении. Не секрет, что сейчас в школе можно встретить и жестоких детей, и невоспитанных. Родители начинают переживать, что другие дети навредят их ребенку: могут побить или научить чему-нибудь плохому. На этот счет у вас есть какие-нибудь практические рекомендации?
- На самом деле, очень даже хорошо, что все дети разные. Ведь именно это и способствует нормальной социализации. Это даже лучше, если класс, в который попадает ребенок, будет выглядеть, как некий срез нашего общества: мальчиш-плохиш, принцесса-Несмеяна, шут гороховый, красавица… То есть все те типажи, с которыми мы, взрослые, сталкиваемся в повседневной жизни. Это позволит ребенку, пусть в несколько мягкой форме, ощутить все «прелести» взрослой жизни.
А теперь самое важное: любые проблемы в школе – это отличный повод для разговора между родителями и детьми. У нас, к сожалению, очень часто взрослые заняты зарабатыванием денег, им все время некогда. Но когда у детей начнутся психологические проблемы, деньги точно не помогут. Поэтому объяснять и разговаривать надо начинать еще до школы о том, как себя вести в той или иной ситуации, что можно делать, а чего нельзя. Такой разговор с ребенком простыми словами на понятные темы вполне будет действенным. И ни в коем случае не надо отмахиваться, мол, само пройдет, не обращай внимания.
А еще некоторые папы (и не только) часто говорят: «Дай сдачи». Но не каждый ребенок может дать в ответ. И это хорошо. Иначе бы у нас было общество боксеров, которые бы мутузили друг друга. Надо понимать, что кто-то обладает сильным типом нервной системы, кто-то смешанным, а кто-то и слабым, и это нормально, что позволяет быть обществу комплементарным, т.е. взаимодополняющим. Так, например, для разных профессий подходят люди с разными характерами. Где-то нужны смелость и отвага, где-то мягкость и рассудительность. И все это уже есть в школе, может быть, немного в наивной, в детской форме, но тем не менее.
Многие родители зациклены на том, что школа должна учить «дважды два - четыре». Но нет, школа учит и таким понятиям, как жизнь в социуме, умение подчиняться, выполнять какие-то правила, решать определенные проблемы. Дети сталкиваются с поощрением и наказанием. И к своему совершеннолетию эти понятия должны быть хорошо усвоены ребенком.
- Не менее актуальная проблема, которая беспокоит родителей, – учебная нагрузка. Жизнь становится все сложнее, и чтобы к окончанию школы ребенок был к ней готов, учиться ему приходится все больше, начиная с первого класса. А еще хочется, чтобы твой ребенок всесторонне развивался, посещал всевозможные дополнительные занятия: учебные, творческие, спортивные. Как здесь найти баланс, чтобы и не бездельничал, и не перетрудился?
- Здесь опять же родители не должны все перекладывать на школу, особенно в первые годы обучения. Чтобы оградить ребенка от лишних нагрузок, необходимо лично разобраться и понять все нюансы и особенности его обучения. Обязательно надо познакомиться с учителем, поговорить и попытаться понять, что это за человек. Узнать его сильные и слабые стороны, чтобы в дальнейшем объяснить уже ребенку, почему учитель делает те или иные вещи так, а не иначе.
То же самое касается школьной программы. Оценивать сложность той или иной программы я не берусь, тем более, что сейчас их очень много. Но в любом случае придется сесть с ребенком и начать заниматься вместе. В хорошем смысле - помогать осваивать предмет. Не побоюсь повториться, не надо все отдавать на откуп школе. Если родители хотят получить качественное образование для своего чада и минимум стрессов и психологических травм для него, они должны очень внимательно организовать этот процесс взаимодействия в начальной школе.
По поводу дополнительных занятий - тут надо действовать, что называется, без фанатизма. Если ваш ребенок занимался чем-то до школы – это одно. Но он пошел в школу, а вы ему и дополнительный английский, и танцы, и каратэ, и еще что-нибудь… Я, конечно, поостерёг бы этих родителей, которые так хотят нагрузить ребенка. Поверьте мне, ничего хорошего из этого не выйдет. Все закончится переутомлением, психическим истощением и подрывом иммунитета.
Если родители внимательно с детьми общаются, они подберут… Бывает и такое, что ребенок может ничего не хотеть. И это тоже плохо. Родители должны его подвигать, заставлять в какой-то степени. Помните, с чего начинали разговор – «баланс»…
- И все-таки как понять, куда «подталкивать» ребенка?
- Хорошие родители знают своего ребенка, видят, в каком направлении у него накапливается напряжение. Если он подвижный, не может на одном месте усидеть, то, естественно, лучше отдать его в спортивную секцию. При этом если он легко переносит одиночество, значит, лучше подойдут спортивные единоборства. Если он общительный – это командные виды спорта. Если ребенок склонен к каким-то интеллектуальным видам деятельности, то это уже совсем другое направление. Если проявляет творческие способности – третье.
- Вы вскользь затронули тему взаимоотношений учитель - ученик. Зачастую многим родителям кажется, что именно к их детям педагоги относятся предвзято. Впрочем, полно примеров, когда это действительно так. Как разобраться?
- Во-первых, надо понимать, что учитель – живой человек. Поэтому любой педагог может иметь предвзятое отношение. Кто бы что ни говорил, но причина, как правило, в самом ученике. Особенно, если речь идет о старшеклассниках. Ребенок когда-то, каким-то образом проявил неуважение к преподавателю и заработал предвзятое к себе отношение.
Про первоклассников история немного сложнее. Начнем с того, что далеко не всем педагогам показано быть учителями начальных классов. Просто не все могут выдержать эту огромную нагрузку, этот великий труд. И когда в начальных классах формируется предвзятое отношение к детям, это особенно больно конкретному ребенку. Он еще не может объективно оценить свой, может быть, неправильный поступок по отношению к учителю.
Но еще хуже, когда ребенок, например, говорит как-то не так, у него какие-то психологические проблемы или иная внешняя особенность, которая провоцирует учителя на предвзятое отношение.
Что делать? Надо вдумчиво разбираться. У нас же, как чаще всего бывает, что-то узнав или только заподозрив, родители «с шашкой наголо» несутся в школу разбираться… А когда прибегают, узнают все подробности, пыл родительский идет на убыль, но у педагога остается осадок. И у учителя уже не только к ученику предвзятое отношение, но и к родителю. Надо спокойно разбираться и начинать с особенностей поведения и успеваемости своего ребенка. В интернете часто вижу картинку: «Ученики, вы не в магазине, где клиент всегда прав, вы в школе, здесь не оказывают услуги, здесь знания дают». Правильное отношение к школе должно формироваться в семье. Прав ты или не прав, но уважение к профессии учителя родители должны закладывать с детства.
В конце концов, если все же отношение предвзятое, то в каждой школе есть администрация, психологи, прокуратура, наконец. Понятно, что грубые нарушения оставлять без должного внимания нельзя. Но прежде всего, надо уметь разговаривать и слушать, стараться находить самые безболезненные способы решения проблемы.
- Вы все так складно и логично объясняете, вероятно, к вам часто обращаются с такими вот школьными проблемами?
- С такими на самом деле не часто. Моя специализация – работа с детьми старше 12 лет. А вот с родителями я работаю вне зависимости от их возраста. Я придерживаюсь мнения, что все проблемы детей обусловлены проблемами родителей, недостатком внимания и воспитания. Поэтому будет гораздо эффективнее провести две-три консультации с родителями, чем 23 с ребенком, пытаясь корректировать его поведение. Я могу в своем кабинете привести «дитё» в нужное состояние, но это не даст эффекта, если он будет возвращаться в семью, где ничего в родителях не изменилось.
В целом могу сказать, что в Братске люди не так часто обращаются к психологам за помощью. Кто-то не доверяет, кто-то денег жалеет, кто-то считает нас шарлатанами. А между тем живем-то мы в психологическом плане не очень благополучно, кругом проблемы, проблемы, проблемы… Но это уже повод для отдельного разговора, если вам будет интересно…
- Очень интересно. Поэтому сейчас, Владимир Юрьевич, мы благодарим вас за полезные рекомендации и говорим: до скорой встречи…
Беседу вела Олеся КЛЕШКОВА
|