29.04.2016   20:35
СЛЫШИТЕ ШОРОХ СУДЬБЫ ИГОЛКИ?

Первый такой экспонат, согласно книге поступлений, появился в Братском объединенном городском музее истории освоения Ангары в 1978 году. Но сначала было шило, которым женщины сшивали шкуры… Имя первой, догадавшейся взять его в руки, конечно, неизвестно. Но именно с этого события, никем не замеченного, начинается история создания такого чуда, как швейная машинка. На смену шилу пришел крючок, позже – игла с ушком – костяная, деревянная или каменная, ведь человек всегда старался облегчить свой труд… 

 

 

Существует легенда о возникновении механизированного шитья парусов в Голландии в ХIV веке. Имя и этого талантливого человека, придумавшего огромную колесную машину, стачивающую длинные полотна, тоже осталось неизвестным. Устройство механизма держали в такой тайне, что веком позже Леонардо да Винчи попробовал его восстановить, но не преуспел.
Создание швейной машины относится ко второй половине ХVIII века и заслуга принадлежит нескольким талантам, каждый из которых внес свой посильный вклад: это Карл Дрес, Йозеф Мадерспергер, создавший иглу с ушком у острия одного из концов, Фишер, Гиббоне, Уолтер Хант и многие другие ученые, работавшие над получением стежка. Но создателем швейной машины считается американец Элиас Хоу, в 1845 году разработавший челночный стежок и получивший патент. Его изобретение встретили враждебно, портные, которым новинка грозила безработицей, подняли бунт и разгромили мастерские, где работали машинки. Элиас Хоу уехал в Англию, а возвратившись, увидел, что его изделие успешно продается, правда, автором значится оборотистый коммерсант Исаак Зингер, рекламировавший машинку как собственное изобретение… Хоу отстоял свои права в суде, получив компенсацию за убытки, а вся слава досталась Зингеру, только его имя и известно во всем мире. 
Начиная с 1865 года, немецкая компания стала продавать машинки в России, в 1900-м фирма «Зингер» открыла небольшие мастерские по сборке швейных машин в г. Подольске. Позднее был построен завод.
Швейная машинка неоднократно усложнялась и совершенствовалась, становясь более быстроходной и легкой. Но в музеях, хранителях истории и старины, можно увидеть раритеты, за которыми наши бабушки и прабабушки строчили свои наряды. Вот и в Братском объединенном городском музее истории освоения Ангары продолжают свою таинственную жизнь 20 швейных машинок конца 19-го – начала 20 века. Первая швейная машинка в коллекции интересна и оригинальна, изготовлена в начале 20 века. Ее основание выполнено в технике художественного литья по моде того времени, также она украшена красивым цветочным орнаментом. На «рукаве» укреплена металлическая пластина с маркой изготовителя – Берлинская фабрика швейных машинок объединения «Rister a Rossmann», а с двух сторон лавровые ветви – символ бессмертия, победы и успеха.
«Эта машинка была передана музею жителем с. Калтук Леонтием Вартиновым, - рассказывает старший научный сотрудник БГОМ Наталья Александровна Соколовская, - а досталась она ему от матери, жившей в с. Долоново и возившей руду в с. Ермаковка на продажу. Руду брали из Долоновского месторождения, а Ермаковка находилась на берегу реки Оки». Продавая руду, мать Леонтия Алексеевича смогла купить себе на рынке примерно в 1930 году швейную машинку – осуществила женскую мечту.
Другая швейная машинка с изображением сфинкса на «рукаве», выпущенная Подольским заводом где-то с 1924 по 1932 годы, подарена музею Валентиной Галышевой. Валентина Александровна помнит ее с детства: когда мама-мастерица шила, маленькая Валя внизу, в чехле, играла с куклами. Ее родители Щербаковы жили в с. Улеты Читинской области, но потом они перебрались в с. Романовка в Бурятии, где была могила любимого командира Александра Кононовича, с которым они служили в отряде Лазо. Отец до конца своих дней ухаживал за могилой командира. В 1937 году Александра Щербакова арестовали, отобрали дом, который он построил сам, мельницу. У Аксиньи Ивановны на руках остались пять детей. Видимо, в это тяжелое время и выручала хозяйку машинка, потому что дочь вспоминает, как мама сама выделывала шкуры и из них шила не только одежду, но и обувь. Отсидев 10 лет, Александр Щербаков, очень истощенный, смог добраться лишь до Читы, где во дворе у сестры просто рухнул на землю. Затем родственники помогли ему доехать до Романовки. Умерли Щербаковы в 1975 и 1980 годах, а их дочь Валентина училась в пединституте в Иркутске, где, кстати, жила в одном общежитии с Алексеем Александровичем Иноземцевым, отрабатывала практику в Чуне, приехала в Братск, трудилась в школах №№ 30, 31, 42. И продолжала шить, как и мама, на этой машинке.
Сегодня помощницы женщин в основном электрические, вышивают, обметывают, подгибают, пришивают пуговицы и т.д. Возможно, лет этак через сто и они что-то «расскажут» про нас…

Людмила ВРЖЕЖЕВСКАЯ



Категория: МУЗЕЙ В ГАЗЕТЕ | Рейтинг: 0.0/0
avatar
Рейтинг@Mail.ru
uCoz .