- Ты попал в колею, из которой вряд ли когда-нибудь выберешься, теперь энергетика – это твой путь на всю жизнь, – сказал в 1967 году заместитель декана МЭИ студенту-первокурснику Владимиру Агееву. Но тогда молодой человек не поверил мудрому преподавателю. Несколько лет он сомневался, нет – не жалел, но думал о том, не упустил ли чего-то большего? Не знал, что судьба за него уже все решила.
И вот спустя почти полвека с того разговора, Почетный энергетик России, руководитель службы наладки БМУ ГЭМ Владимир Павлович Агеев уходит на заслуженный отдых. Уходит из ГЭМа – предприятия, на котором отработал 44 года.
В тот самый МЭИ (Московский энергетический институт) Владимир Павлович приехал поступать из Саратовской области, где родился, закончил школу и даже успел познакомиться со своей будущей супругой. И уже при выборе вуза не обошлось без руки провидения.
- Многие мои одноклассники выбирали вуз по географическому принципу: чем ближе к дому, тем лучше. Неизвестно, как бы получилось у меня, если бы я случайно не встретил своего товарища, с которым мы еще в школе вместе и весьма успешно участвовали в олимпиадах по математике и физике. Он был на год старше меня и уже поступил в МЭИ, и при нашей встрече он меня и уговорил, – вспоминает Владимир Агеев.
По окончании престижного вуза молодому специалисту поступило сразу несколько предложений по распределению. И снова судьба «подсказала». Так, Владимир Павлович выбрал Всесоюзный трест «Гидроэлектромонтаж». В семидесятые масштаб и мощь этой организации сложно было переоценить.
- Показательная для меня история приключилась, когда в Ленинграде я пришел устраиваться в ГЭМ. Мне надо было подписать кое-какие документы, но в небольшой приемной секретаря не было, зато дверь в кабинет руководителя была открыта, и я заглянул, – рассказывает Владимир Агеев. – Вижу, сидят солидные мужчины. Один из них спрашивает: «Что вам, молодой человек?». Только потом я узнал, что это был сам Нейман.
Валентин Нейман – легендарный руководитель треста «Гидроэлектромонтаж» (возглавлял предприятие на протяжении 39 лет), ученик и соратник академика Графтио, от которого позаимствовал высочайший профессионализм, преданность своему делу, интеллигентность и масштабность мысли. По воспоминаниям многих ветеранов ГЭМа, Валентин Александрович отличался особенным отношением к людям. Испытал это на себе и наш герой.
- Нейман сказал: «Товарищи, сделаем перерыв на 10 минут, я должен поговорить с молодым человеком». Это на меня большое впечатление произвело, – рассказывает Владимир Агеев. – Я, правда, тогда не совсем понимал, кто такой Нейман, но он со мной побеседовал, и меня определили в наладочное управление треста.
Как вспоминает Владимир Павлович, в те времена в ГЭМе у людей была хорошая перспектива карьерного продвижения. Схема роста была такая: приходил молодой паренек работать мастером, если видно, что у него «голова на месте» и желание работать есть, глядишь, через два года он уже - прораб. Потом год поработал прорабом, где-нибудь освободилось место главного инженера. Так люди дорастали до начальников управлений. Вот это была перспектива! А еще у треста был непререкаемый авторитет среди предприятий - заказчиков и генподрядчиков, таких, например, как Братскгэсстрой.
– Помню, я был еще молодым специалистом, когда руководитель Братского управления треста «ГЭМ» Александр Николаевич Рядовенко взял меня на крупное совещание в Братскгэсстрой, – рассказывает Владимир Павлович. – Там были начальники главков, в которые входили все предприятия Минэнерго: ТЭЦ-6, ТЭЦ-7, ТЭЦ-16 и т.д. А само совещание проводил тогдашний начальник Братскгэсстроя Александр Николаевич Семенов. Все у него «по стойке смирно» стояли, а с нами он всегда уважительно разговаривал, советовался.
Но уважение и всевозможные привилегии зарабатывались в те времена не на кабинетных совещаниях, а тяжелым трудом на возводимых объектах энергетики, промышленности, соцкультбыта.
Сколько таких объектов было у нашего героя - неизвестно, точнее, он никогда не считал. Но даже если предположить, что каждый год из сорока четырех отработанных в ГЭМе он поучаствовал в строительстве, как минимум, двух, набирается уже под сотню. На самом же деле их было гораздо больше.
- В Братск я приехал в 1974 году. Братская ГЭС к тому времени уже была построена, мы лишь выполняли на ней небольшие работы, – вспоминает Владимир Павлович. – Потом я участвовал в пуске первых трех гидроагрегатов Усть-Илимской ГЭС. Затем ГЭМ активно работал с электросетевыми организациями, монтировали и запускали очень много разных подстанций. Параллельно работали в Коршунихе, Усть-Куте…
Все дело в том, что служба наладки, которую в последние годы возглавлял Владимир Агеев в Братском монтажном управлении «Гидроэлектромонтаж», всегда была самым мобильным подразделением предприятия. В год каждый инженер-наладчик успевал поработать не менее чем на десяти возводимых объектах, не считая реконструкций и модернизаций уже построенных. Вот и получается, что за сорок с лишним лет ветеран ГЭМа поработал на 400-500 строительных площадках, причем как на территории СССР, так и за его пределами.
И не беда, что общее количество построенных (а, учитывая специфику труда, правильней говорить – запущенных в работу) объектов в памяти ветерана не сохранилось, но вот некоторые из них он не забудет никогда: - Работа на БАМе оставила интересные воспоминания, как мы там жили, в каких условиях работали. Точнее будет сказать, условий никаких не было. Помню, строили в поселке Магистральный электрическую подстанцию ПС «Киренга», так жили прямо в ОПУ (общеподстанционный пункт управления), кровати стояли рядом с оборудованием. Особенно нелегко было девушкам – удобства «из трех досок» во дворе, бани нет. В общем, тяжелые условия были.
Впрочем, вспоминая сейчас все этапы своего трудового пути, совсем не отсутствие каких-то бытовых удобств или тяжелые условия считает Владимир Павлович самым трудным в своей работе.
- Я думаю, самым сложным для меня, особенно после того, как я стал руководителем, были взаимоотношения с людьми, – рассказывает Владимир Агеев. – Важно сохранить баланс: с одной стороны – интересы предприятия и те производственные задачи, которые надо решать, с другой – интересы работников. И все-таки, мне кажется, удалось создать в службе наладки боевой коллектив.
А «чужаки», как говорит Владимир Павлович, сами «отсеивались» и уходили. Вот только в последнее время, подмечает ветеран, их становится все больше. Даже несмотря на то, что и условия труда не такие суровые, как были раньше, и быт у строителей более или менее налажен, но все равно молодежь не хочет идти в профессию. Все меньше появляется молодых, толковых электромонтажников, инженеров-наладчиков.
- Раньше людей не пугала баня раз в неделю и койка в общежитии, потому что была идея, энтузиазм, желание что-то создавать. А сейчас люди стали нежные, чересчур разборчивые, привыкли душ два раза в день принимать и идеи у них совсем другие, – сетует наш собеседник.
На вопрос о том, чем будет заниматься на заслуженном отдыхе, Владимир Агеев отвечает с юмором: - Ничем - отдыхать!
И уж кто точно не будет переживать о наступившей «пенсии», так это уставшая от постоянных командировок семья. Большая семья: супруга Людмила Валентиновна, двое детей – сын и дочь, а также трое внуков.
К месту интересный факт из семьи Агеевых: Владимир Павлович и Людмила Валентиновна познакомились еще в школе. – Эта «болезнь» оказалась заразной, дочь у меня вышла замуж за одноклассника и сын женился на однокласснице, – рассказывает Владимир Агеев.
А в завершение нашей беседы мы не могли не задать этот вопрос:
- Владимир Павлович, скажите, не грустно расставаться с ГЭМом?
- Сейчас кажется, что скучать не буду. Я достаточно наездился, наработался…
С Владимиром Агеевым беседовала Елена ПЕТРОВА
|