Снова у «Знаменки» день рождения. Пусть не юбилейный, но все равно примечательный. В жизни человека год, прожитый после 80, принято приравнивать к десяти. Смело можно применить такой подход и к газете местного масштаба.
В стремительно меняющемся мире «районки» и городские газеты гаснут, как свечки, либо тлеют, едва поддерживая свет фитилька энтузиазмом коллектива и отрядом верных читателей.
Однако последний сценарий не про «Знамя». Отрицать влияние кризиса и спад читательской активности некогда самого читаемого народа, конечно, было бы глупо. Но объективно это можно принять за новый виток в 82-летней истории первого печатного органа Братска. Причем, Братска еще старого, ведь «Знамя» старше современного Братска. Более того, газета «За большевистские колхозы», «Братский колхозник», «Знамя коммунизма» и «Красное знамя» (прежние названия) стояла у истоков рождения города, шла вместе, а порой, и впереди тех, кто строил объекты, отливал металл или варил целлюлозу.
В руках созидателей от «Знаменки» был и остается такой инструмент, как слово. Его силу давно и точнее точного определил Вадим Шефнер, сказав: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». Все годы люди, судьба которых свела с газетой «Знамя», бережно и чутко пользовались этим инструментом. И пусть «лихие девяностые» сделали свое черное дело, поставив печатное слово на хозрасчет, за «знаменцами» никогда не было шлейфа продажной журналистики.
Само издание не в счет: это субъект экономики и управляется по ее законам. Но сегодня не об этом. А про то, что при разном количественном составе, при разной площади помещений, занимаемых редакцией, при разных учредителях и разных редакторах внутренняя составляющая коллектива не меняется. И тогда, когда в редакции было два десятка человек, и сегодня, когда их счет равен числу пальцев на одной руке, атмосфера подчинена графику выпуска газеты. Все циклично: номер сдан, готовим новый.
Человека встречают по одежке, а газету по обложке
Сергей Понамарев занимается дизайном и версткой газеты. Это с его непосредственным участием полгода назад «Знаменка» притиралась в цвете. Когда у редактора появилась идея цветного издания, лично меня это насторожило. Казалось, что черно-белые страницы – идеальный облик серьезной газеты с солидной историей и претензией на издание № 1 в Братске и Братском районе. Пугало то, что цвет может получиться грязным, а значит, размыто будет и содержание текстов. Сережа смог развеять эти страхи.
Но вернемся к верстке газеты, о которой, надо признаться, рядовой читатель мало что знает: буквы видно, иллюстрация есть, красочно – ну, и ладно! Но не все так просто. Для того, чтобы сам процесс чтения газеты доставлял удовольствие, а информация хорошо усваивалась, необходимо соблюсти целый ряд требований: количество символов (букв) в строке должно быть строго определенным, фотографии и подписи к ним должны располагаться в конкретном месте, как и сами тексты – с учетом движения человеческого глаза по газетной полосе, цвета в газете должны быть сочетаемыми и многое другое. Так вот, за все это, а еще как из объявления «Продам волосы» сделать красочный рекламный макет (такой, чтобы вам захотелось сбрить и продать последние), отвечает Сережа Понамарев.
Свежая кровь
По легкости характера, самоотдаче, не говоря уже про возраст и стаж работы в «Знамени», к Сергею ближе всего журналист Олеся Клешкова. Даже их рабочие места в одном общем и совсем небольшом офисе сегодняшней «Знаменки». Журналисты – это основа газеты, ее тело, скелет, кровь… Так вот, Олеся Клешкова – это еще и «свежая кровь», о которой мечтали старые работники «Знамени», которую ждали постоянные читатели газеты. И пусть Олеся пока только делает свои первые шаги в журналистике, совершенно очевидно, что у нее впереди большое будущее. А все потому, что есть главное - она пытлива, работоспособна и даже жертвенна. Судите сами, ежедневно, чтобы добраться до работы, ей приходится преодолевать более 60 километров с несколькими пересадками. Но работать она начинает, садясь в автобус – обдумывает темы новых статей. Единственному штатному корреспонденту приходится браться за все темы. Это раньше были отраслевые или тематические отделы в газете, а сегодня Олеся Клешкова и промышленный тебе отдел, и культурный, и спортивный и социальный. Да еще и письмами занимается. От десятков молодых коллег, которые проходили испытание «Знаменем», Олесю отличает то, что она не боится собеседника. На пороге журналистской биографии это очень важно. Преодолеешь - и перевалы будут не страшны.
Люся, у которой все получается
Совсем недавно статус ветерана применительно к «Знамени» относился к Валентине Завьяловой, Ирине Гориновой, Евгению Урукову, Виктору Степанову и Александру Силивончику. Сегодня из ветеранов-«знаменцев», или, как назвал нас на 80-летии газеты мэр Братска Сергей Серебренников - «знамяносцев», в коллективе остались двое, и одна из них – Людмила Вржежевская. Как положено патриарху и человеку, посвятившему более 30 лет одной-единственной газете, Люся умеет все!
В переходный период, так скажем, от черно-белого к цветному «Знамени» она проверила себя в редакторском кресле. А это высшая точка мачты газетного корабля, достигнув которой можно назвать себя не просто корреспондентом, а газетчиком. Что намного шире по смыслу и охвату профессиональной деятельности.
Люся, Людмила Вржежевская – это служба спасения «Знаменки». Она там, где сегодня и сейчас нужно срочно «прикрыть» редакцию. Много лет назад (после Лидии Силиной) оголился отдел рекламы, поплакала Вржежевская после беседы с редактором да приняла отдел. Получилось.
Засобиралась в отпуск бухгалтер, опять Вржежевская в откат: не возьмусь за бухгалтерию, даже программу «1С» не знаю. Ну, что значит «не сяду»? Надо, Люда, надо. И опять получилось. Через это «надо» перевоплощалась Людмила Святославовна в корректора, в редактора. Но при этом всегда умела и любила писать. Делает это и сейчас для души и для газеты.
«Автор» самых читаемых материалов
Подготовка очередного номера газеты начинается в пятницу параллельно выдаче читателям только что отпечатанного тиража. И Жанне – нашему «дворецкому» – едва сделав отметку о получении газеты, приходится приниматься за набор текста в новый номер. А «дворецким» мы называем Жанну не только потому, что все годы работы в газете «Знамя» ее рабочее место ближе всех к входной двери в офис – это удел всех секретарей. Она в большей степени лицо этого двора – улыбчивое, приветливое, кокетливое.
А еще Жанна Гербертовна Мухина принимает непосредственное участие в производстве самых читаемых материалов газеты – телепрограмме! Сейчас ей намного легче, современные технологии в помощь. А вот раньше, когда время и названия телепередач приходилось записывать по телефону под диктовку из Иркутска, возникали всякие веселые истории. Помню, как записанное на слух известное название индийского фильма «Месть и закон» в газете было изложено как «Месть из окон».
В строках о Жанне Мухиной поймала себя на мысли, что из этого номера сотни наших читателей и ее почитателей впервые узнали отчество девушки, которая для них всегда была Жанночкой. Пусть таковой и остается, и мы в коллективе тоже забудем, как совсем недавно отмечали вручение Жанне Гербертовне «комсомольский билет» (зашифрованное название пенсионного удостоверения, но об этом - никому…).
А теперь о главном…
Обычно с главного начинают. Но, во-первых, в должности редактора «Знамени» никогда не было приставки «главный». Во-вторых, знаю, что Алексей Кондратьев не обидится, ну и в-третьих, когда просил сделать зарисовку о коллективе, перечислил всех, кроме себя.
И все же без редактора газеты не бывает. Из своих предшественников Алексей Кондратьев отличается, прежде всего, внешней солидностью. При суетной жизни редакции сам он не суетлив. Я знавала редакторов, которые идею номера вынашивали громко, маяча туда-сюда по кабинету с сигаретой в зубах, перескакивая при этом с мысли на мысль. Кондратьев в этом не замечен, оттого кажется, что идеи в его голове рождаются плавно и при этом четко. Мне, как корреспонденту, импонирует его умение поставить задачу. А вот ему со мной нелегко. Даже сейчас. Просил небольшую заметку о коллективе в честь дня рождения «Знамени», а получилась целая страница. И не очень-то боюсь «опрофаниться». Если что не так, к моему тексту приложат руку Алексей Кондратьев, Людмила Вржежевская, Сергей Понамарев и в газете выйдет то, что надо. Причем, не только в день ее рождения, но и завтра.
P.S., или Наша Алла не устала
Автором всего прочитанного выше была Алла Федоровна Тирских, или, как мы ласково называем ее – Аллочка. Естественно, написать о себе она постеснялась. А мы стесняться не будем, и расскажем о ней всю правду…
Пришла она из газеты «Огни Ангары» в 1999 году, когда администрация города приняла решение о вхождении многотиражки в состав городской газеты «Знамя». В виде вкладыша «Огоньки» продержались более 10 лет, повествуя о жизни Падунского и Правобережного округов, а две газеты объединились в единый и дружный коллектив. Алла сразу стала своей, будто мы знали ее всегда. Неоднократно, на время отпуска прежних редакторов, успешно подменяла их, справлялась с этой работой уверенно и по-деловому, успевая еще и свои материалы писать. Талантливый корреспондент, для которой нет сложных и непосильных тем, пишет интересно и, что очень важно – быстро. В жизни Аллочка тоже легка на подъем, стремительна и всегда-всегда весела. Там, где она, неизменно слышатся смех и шутки, потому что она необыкновенно общительный и доброжелательный человек, замечательная жена, мама и бабушка, обладающая жизненным опытом и уникальными чертами характера.
|